Судебная практика по налогу на прибыль. Май 2012.


Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2012 года N 1896/12


Ситуация

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал абзац шестой пункта 5.3 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, не соответствующим Конвенции от 26.11.96 между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество и Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, препятствует налогоплательщикам (иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства) признавать расходы, передаваемые иностранной организацией своему постоянному представительству в Российской Федерации, по методу начисления.


     Суть дела


Представительство общества с ограниченной ответственностью "Гид Луарэт Нуэль Восток" (Франция) в Российской Федерации обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца шестого пункта 5.3 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, в соответствии с которым расходы, передаваемые головным офисом постоянному представительству, считаются произведенными в том периоде, когда они были фактически переданы.

Представительство утверждает, что оспариваемым положением МНС России установило порядок признания расходов постоянными представительствами иностранных организаций, учитывающих расходы по налогу на прибыль методом начисления, отличающийся от предусмотренного пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации, тем самым в нарушение статьи 4, пункта 1 статьи 6 Кодекса издало нормативный правовой акт по вопросам налогов и сборов, которым изменило определенное законодательством о налогах и сборах содержание обязанностей участников налоговых отношений, основания, условия, последовательность и порядок действий участников названных правоотношений.

В обоснование нарушения абзацем шестым пункта 5.3 Методических рекомендаций его прав и законных интересов представительство ссылается на акт выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции ФНС России N 47 по городу Москве (далее - инспекция) от 02.03.2012 N 406, которым ему в результате исполнения инспекцией оспариваемого предписания вменено к уплате 3380537 рублей налога на прибыль. Указанная сумма налога начислена инспекцией, поскольку представительство включило в расходы 2010 года 16902684 рубля затрат, понесенных иностранной организацией в период с октября по декабрь 2010 года и переданных представительству иностранной организацией письмом от 11.01.2011.

В отзыве на заявление Федеральная налоговая служба просит отказать в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое положение Методических рекомендаций соответствует международным договорам Российской Федерации по вопросам налогообложения, содержащим нормы о допустимости вычета расходов, понесенных иностранными организациями для целей постоянных представительств, и не противоречит пункту 1 статьи 272 Кодекса. В обоснование ФНС России пояснила следующее.

Методические рекомендации, разработанные для обеспечения единой методологии порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, не являются нормативным актом, обязательным для исполнения налогоплательщиками, поскольку носят разъяснительный (информационный) характер, не устанавливают обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения, подлежащих неоднократному применению.

В отношении налогообложения иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, статьей 307 Кодекса предусмотрено уменьшение доходов, полученных названными налогоплательщиками в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через постоянные представительства, на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.