Правовые и организационные основы деятельности врачебной комиссии (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н)


Врачебная комиссия как институт прошла в России (а ранее в Советском Союзе) значительный путь: как БВЭ - бюро врачебной экспертизы, ВКК - врачебно-контрольная комиссия, КЭК - клинико-экспертная комиссия и, в настоящее время, ВК - врачебная комиссия. Вместе с тем задачи, решаемые врачебной комиссией, всегда имели большое значение не только для лечебно-диагностического процесса, но и для важнейших сторон  медицинской и социальной деятельности: реабилитации, санаторно-курортного дела, льготного лекарственного обеспечения и экспертизы трудоспособности и профпригодности.

Организация работы врачебных комиссий (далее - ВК) в медицинских организациях возложена на руководителя (директора или главного врача), который осуществляет контроль за деятельностью и надлежащим исполнением обязанностей председателем и членами ВК.

В настоящее время работа ВК регламентирована приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", который отменил действовавший ранее приказ  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 сентября 2008 года N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".

Приказ включает порядок создания и деятельности ВК, что представлено 3 разделами: общие положения, функции ВК и порядок создания и деятельности ВК.

В общих положениях указана цель создания ВК в медицинской организации совершенствование организации оказания медицинской помощи гражданам. Для понимания цели следует обратиться к Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ". В статье 14 (пп.4 п.2) "Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья" указано, что к компетенции Министерства здравоохранения РФ относится "утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", а также другие стороны работы ВК: порядка организации и проведения медицинских экспертиз; порядка организации направления граждан РФ на лечение за пределы территории РФ за счет средств федерального бюджета; порядка проведения медицинских осмотров; порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов и т.п. Статья 48 названного закона практически полностью посвящена ВК и называется "Врачебная комиссия и консилиум врачей". В п.1 этой статьи указано, что в состав ВК входят только врачи, а возглавляет ее главный врач или его заместители. В то же время пункт 8 Порядка (приложение к приказу N 502н) гласит: "Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии", а в пункте 9 указано, что "председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации". Таким образом, можно сделать 2 интересных вывода: 1. что ВК может возглавлять либо руководитель (директор, главный врач), либо заместитель главного врача, либо руководитель структурного подразделения, но не заведующий отделением, а, например, заведующий поликлиникой в объединенной больнице; 2. в состав ВК должен входить секретарь, но занимать его должность может только врач или иное лицо с высшим медицинским образованием. Оба этих вывода могут быть оспорены, так как для небольших медицинских организаций (ЦРБ или частные клиники) невозможно организовать работу комиссии с председателем из упомянутых лиц и на практике чаще всего эту должность занимают заведующие отделениями; а секретарем более рационально назначить медицинскую сестру или (там, где имеется возможность) медицинского работника с высшим сестринским образованием, что подтверждается функциями (п.13 Порядка) - оформить, составить график, известить о проведении комиссии. Но такое положение дел противоречит федеральному закону, который в этом случае имеет большую законную силу, следовательно, до появления новой редакции статьи 48 дело обстоит именно таким образом. Пункт 2 статьи 48 подтверждает, что ВК создается для совершенствования медицинской помощи, а также для принятия решения в наиболее сложных и конфликтных случаях по:      


- вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации,


- определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников,


- осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами,


- трансплантации (пересадки) органов и тканей человека,


- медицинской реабилитации,


- принятия решения по иным медицинским вопросам.

Эти задачи получили развитие в других подзаконных актах федерального органа исполнительной власти, а также в приказе N 502н в п.4. Данный раздел гласит, что ВК осуществляет следующие функции:

4.1. принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;

4.2. определение трудоспособности граждан;

4.3. продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4.4. принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.5. проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

4.6. оценку качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;

4.7. оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;

4.8. разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;

4.9. изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;

4.10. принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4.11. принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

4.12. проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011года N 1689н;

4.13. вынесение медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;

4.14. выдачу заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240;

4.15. осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 года N 3;

4.16. проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

4.17. выдачу справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

4.18. вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs