Бюджетный учет, N 12, 2012

     

Новые проекты Казначейства России


В преддверии 20-летнего юбилея Федерального казначейства мы побеседовали с его руководителем Романом Евгеньевичем Артюхиным об основных итогах работы ведомства в 2012 году, а также об интересных проектах, которые его коллективу предстоит реализовать в ближайшие годы


Роман Евгеньевич, Федеральное казначейство - ведомство, располагающее проработанной Стратегической картой развития. Какие из намеченных на 2012 год задач к настоящему времени уже удалось выполнить?

Действительно, мы строим свою работу на основе лучших стандартов управления, которые предполагают, что современная организация должна быть стратегически ориентированной и не может замыкаться на текущих функциональных процессах. Всегда нужно думать о том, куда идти дальше. Даже в текущей работе есть направления, которые можно улучшать, оптимизировать, повышая эффективность деятельности.

В текущем году произошел целый ряд знаковых для Федерального казначейства событий. В первую очередь отмечу завершение проекта "Модернизация казначейской системы Российской Федерации", который мы реализовывали начиная с 2002 года. Он позволил полностью сконцентрировать информационные системы и ресурсы на уровне управлений Федерального казначейства. Напомню, что ранее они были рассредоточены по 2,2 тысячи отделений. Разумеется, этот проект обеспечивает совершенно иное качество исполнения наших функций.

Мы также активно работали над вопросами, касающимися развития механизма управления ликвидностью единого счета федерального бюджета. С 1 июня текущего года внедрен новый порядок размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. Ранее он был внебиржевым, теперь же отбор заявок кредитных организаций происходит на биржевой основе с привлечением двух бирж - Санкт-Петербургской валютной биржи и ММВБ-РТС. Данная схема потребовала серьезной подготовительной работы, но при этом повысила конкуренцию на рынке за бюджетные средства. Отмечу, что по данным на 1 октября доходы от размещения временно свободных средств составили 12,5 миллиарда рублей. По итогам года мы рассчитываем выйти на показатель порядка 22 миллиардов рублей.

Значительный интерес представляет проект, связанный с реализацией Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Проведена модернизация официального сайта www.zakupki.gov.ru, позволившая сделать прозрачными закупки всех юридических лиц, принадлежащих государству, - акционерных обществ, разнообразных дочерних организаций. 1 января 2013 года в их числе окажутся и так называемые организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.

Федеральное казначейство подготовилось к принятию поправок в бюджетное законодательство, которые касаются возможности предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В случае одобрения законодателем поправки могут вступить в силу уже 1 января 2013 года. Подчеркну, что мы успешно провели соответствующий эксперимент в пяти пилотных управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Хотелось бы отметить и участие Казначейства в решении вопросов, связанных с изменением границ Москвы и Московской области. С 1 июля 2012 года в Управлении Федерального казначейства по г.Москве обеспечено кассовое обслуживание всех присоединенных территорий.

В 2012 году Федеральное казначейство работало над тем, чтобы спроектировать архитектуру системы "Электронный бюджет" и ее отдельных подсистем. В 2013 году должен начаться новый этап - подготовка к внедрению "Электронного бюджета" в органах власти и к запуску портала бюджетной системы. На какой стадии сейчас этот проект, какие цели удалось достичь в текущем году?

Это очень масштабный проект, совершенно не рядовой по стоящим перед ним задачам. В текущем году Федеральное казначейство должно завершить работы по комплексному проектированию системы "Электронный бюджет". Также должно быть выполнено проектирование технологической основы (платформы), которая впоследствии позволит интегрировать функциональные подсистемы системы "Электронный бюджет".

В настоящее время Минфином России проводится большая работа по унификации и стандартизации процессов в сфере управления государственными финансами. Необходимо описать, как эти бизнес-процессы должны выглядеть в дальнейшем, когда они будут оптимизированы, ориентированы на применение единых для бюджетной системы классификаторов, справочников, формуляров. Оба указанных направления работы должны получить свое логическое завершение в конце текущего и начале следующего года.

Кроме того, в 2013 году должен заработать единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Проработкой его архитектуры в настоящее время занимается Министерство финансов, а оператором портала должно стать Казначейство России. В этой связи мы ожидаем поправки в Бюджетный кодекс, поскольку для создания и дальнейшего развития портала необходима соответствующая нормативно-правовая база.

Одна из ключевых целей создания данного портала - обеспечение прозрачности бюджета и бюджетного процесса для общества. Можно ли ожидать, что необходимая степень открытости будет достигнута?

Недавно состоялось заседание рабочей экспертной группы под руководством первого заместителя министра финансов Российской Федерации Т.Г.Нестеренко, на котором с представителями основных компаний - разработчиков программных продуктов для госсектора мы обсудили полезные и интересные решения, которые помогли бы обеспечить максимальную открытость бюджетного процесса, а также представили предполагаемое наполнение и дизайн портала. Существует утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации план, согласно которому портал должен официально заработать в мае 2013 года. Однако в тестовом режиме он начнет работать уже в январе-феврале.

На соответствующем сайте будет выкладываться вся официальная отчетная информация об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Мы намерены работать на основе принципа open data (открытые данные), предполагающего, что информация выкладывается в структурированном виде и любой пользователь может группировать, агрегировать и анализировать ее в необходимом разрезе. Достоинство этих данных в том, что они будут раскрывать оперативную информацию об исполнении бюджетов бюджетной системы вплоть до каждого поселения.

В перспективе портал также будет иметь закрытую часть: участники бюджетного процесса получат доступ к личным кабинетам, через которые они смогут подключаться к информационным системам и совершать необходимые операции. В этом случае станет возможным представление внешним пользователям не просто периодической отчетной информации, а информации транзакционных функциональных систем напрямую.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs