Экономика и жизнь, N 39, 1997 год
Рубрика: Консультация
А.Эрделевский,
доцент МГЮА,
к. ю. н.
А.Першин,
эксперт "БП"


О налоге на покупку валюты

29 июля 1997 года был опубликован и вступил в силу Федеральный закон "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (далее - Закон), отдельные положения которого недостаточно ясны. Основные споры вокруг Закона связаны с определением предмета налогообложения включается ли в налогооблагаемую базу только продаваемая уполномоченным банком наличная валюта или также и покупаемая им валюта.

Закон и инструкция: вместе и врозь

Предполагалось, что эти неясности будут устранены инструкцией Госналогслужбы и Минфина РФ по применению Закона. Между тем во многих публикациях стали появляться утверждения о том, что разработчики инструкции собираются включить в налогооблагаемую базу сумму и продаваемой, и покупаемой банком валюты.

В результате банки стали понижать цены на покупаемую и повышать цены на продаваемую валюту. Но производя корректировку цен с учетом налога, банки заняли различные позиции в отношении его уплаты. Некоторая часть банков стала перечислять в бюджет налог с покупаемой и продаваемой валюты. Гораздо большая - только с продаваемой, а остальные вообще воздерживались от перечисления налога до опубликования инструкции о порядке применения Закона. Видимо, последняя позиция в наибольшей степени соответствовала смыслу Закона - поскольку, раз законодатель предусмотрел в нем необходимость издания такой инструкции, значит, он считал невозможным применение Закона без инструкции (иначе для чего она была бы нужна?). То есть, несмотря на то, что сроком вступления Закона в силу определена дата его опубликования (ст. 8 Закона), это относится лишь к отдельным его положениям.

Так, с момента опубликования Закона возникает указанная выше обязанность Госналогслужбы и Минфина РФ утвердить инструкцию в двухнедельный срок (ст. 7 Закона); с того же момента возникает право законодательных органов субъектов РФ принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей или части суммы от указанного налога, поступающей в их бюджеты (ст. 6 Закона); наконец, с этого момента возникает право и обязанность банков производить удержание налога (ст. 5 Закона). Но обязанность своевременного перечисления банками удержанного налога возникает только после опубликования соответствующей инструкции. 25 августа 1997 года Минюстом РФ была зарегистрирована Инструкция Госналогслужбы РФ от 7 августа 1997 г. N 45 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (далее - Инструкция). Ее содержание показало небезосновательность вышеупомянутой предварительной информации. Из Инструкции следует, что ГНС РФ рассматривает кредитную организацию, покупающую у клиента наличную иностранную валюту, в качестве плательщика налога, что противоречит Закону.

Объекты и субъекты налогообложения


Обратимся к основному спорному вопросу, касающемуся объекта налогообложения. В ст. 2 Закона в качестве налогооблагаемой базы определена сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты (далее - инвалюты), а также суммы погашения депозитов, открытых в рублях, если их погашение производится в инвалюте. Плательщиками налога, как следует из статей 2 и 3 Закона, являются любые лица, совершающие (выделено автором) операции по покупке инвалюты, кроме ЦБ РФ и организаций, деятельность которых полностью финансируется из бюджетов всех уровней, а также кредитных организаций в случаях, когда они покупают инвалюту у других кредитных организаций.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs