Экономика и жизнь, N 51, 1997 год   

С.Козлов,

юридический отдел аудиторской фирмы "ЦБА"


Аренда государственного и муниципального имущества

Со времени введения в действие первой части ГК РФ для многих хозяйственников остается неясным вопрос о том, сохраняет ли после 1 января 1995 г. юридическую силу Указ Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду".

Как известно, в п. 3 Указа предусмотрено, что исключительно Государственный комитет по управлению имуществом РФ (комитеты по управлению имуществом, наделенные правами территориальных агентств), соответствующие комитеты субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимого имущества государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных образований, структурных единиц этих предприятий, их филиалов, отделений и других обособленных подразделений, и являются правопреемниками по договорам аренды (в том числе с правом выкупа), заключенным до вступления в силу Указа N 1230.

На практике это означало, что между соответствующим комитетом по управлению имуществом, балансодержателем-предприятием, за которым имущество закреплено на праве полного хозяйственного ведения, и арендатором-предприятием, желающим арендовать соответствующее недвижимое имущество, заключался трехсторонний договор аренды. В договоре определялись права и обязанности сторон, в том числе порядок внесения арендной платы арендатором.

При этом в Указе N 1230 речь шла об аренде недвижимого имущества, закрепленного за юридическими лицами на праве полного хозяйственного ведения, поскольку согласно ст. 5 Закона РФ "О собственности в РСФСР" (с 1 января 1995 г. в связи с введением первой части ГК РФ он утратил силу) собственник мог закрепить принадлежащее ему имущество за созданным им предприятием на праве полного хозяйственного ведения. К праву полного хозяйственного ведения применялись правила о праве собственности, если законодательными актами или договором предприятия с собственником не было предусмотрено иное.

С введением ГК РФ (ч. 1) с 1 января 1995 г. положение изменилось.

В ст. 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ имущество, являющееся государственной собственностью, состоит из двух частей: имущество, закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, которое служит имущественной базой для их производственной деятельности, и имущество, составляющее казну Российской Федерации и ее субъектов.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs