Экономика и жизнь. Приложение-вкладыш "Ваш партнер - консультант", N 48, 1997 год    
И. Выскребенцев,

начальник Управления методологии ресурсных платежей Госналогслужбы РФ

     


Об особенностях внесения в бюджет платежей за
пользование лесными ресурсами

Лесной комплекс России является сложной многоотраслевой структурой, требующей повседневного внимания со стороны государства. Недооценка роли лесной промышленности и лесного хозяйства в настоящий период не позволяет указанным отраслям сохранять и поддерживать на должном уровне необходимый производственный потенциал и социально-экономическое положение. Одним из факторов, способных изменить сложившуюся кризисную ситуацию, является повышение собираемости лесных платежей.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 20) лесной доход является налогом субъектов РФ и поступает в местные бюджеты или непосредственно на счета лесхозов в виде лесных податей, арендной платы за пользование участками лесного фонда, неустоек за нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню, взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства и ряда других платежей. При этом независимо от принятой формы взаиморасчетов с лесхозами (поступление лесного дохода из местных бюджетов или напрямую от лесопользователей, минуя бюджеты) все суммы указанных платежей необходимо учитывать в доходной и расходной частях местных бюджетов.

Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом. Указанные платежи могут производиться в форме денежных платежей, части объема заготовленных ресурсов или иной производимой пользователями продукции, выполнения работ или предоставления услуг. При этом формы внесения лесных податей определяются районными органами власти и оговариваются в разрешительных документах по каждому объекту пользования лесорубочных билетах, ордерах и лесных билетах.

Что касается периодичности поступления в бюджет лесных податей, то они взимаются в виде разовых или регулярных платежей с начала пользования конкретными участками лесного фонда в течение всего срока действия разрешительных документов.

Внесение в бюджет платы за древесину на корню, как основной лесной ресурс, обеспечивающий наибольший объем поступлений лесного дохода, осуществляется в соответствии с инструкцией Госналогслужбы РФ от 19.04.94 N 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню". Порядок внесения лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами устанавливается органами власти субъектов РФ.

Установление минимальных ставок лесных податей предусмотрено на основе методических рекомендаций, разработанных государственным органом управления лесным хозяйством. С 1994 г. в качестве основного нормативного документа, используемого для установления размера платежей за пользование лесными ресурсами, в регионах РФ применяются утвержденные Рослесхозом 01.02.94 Методические рекомендации по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду.

Указанные рекомендации содержат методическую основу для расчета ставок лесных податей на древесину, отпускаемую на корню, а также недревесные ресурсы леса и другие пользования: живицу, дикорастущие ягоды, грибы, плоды, древесные соки, лекарственное и техническое сырье.

Минимальные ставки лесных податей используются при организации лесных торгов (конкурсов и аукционов), при передаче участков лесного фонда в аренду и при иных формах организации лесопользования, разрешенных законодательством РФ и ее субъектов.

В настоящее время в связи с сохранением кризисных явлений в экономике страны особо остро стоит вопрос об объемах поступлений лесного дохода.

В соответствии с Лесным кодексом РФ (статья 106) от 29.01.97 N 22-ФЗ 40% платежей за пользование лесными ресурсами поступает в федеральный бюджет и 60% в бюджеты субъектов РФ.

С принятием Лесного кодекса РФ минимальные ставки платежей за пользование лесными ресурсами устанавливаются на федеральном уровне. Это позволит выравнять существующий разброс в ставках платежей за древесину на корню и в централизованном порядке устанавливать их обоснованный уровень в конкретных регионах по расстояниям вывозки, породам и качеству древесины. При определении конкретных ставок должен действовать механизм установления их по результатам лесных торгов (конкурсов и аукционов) и прямых переговоров с лесопользователями.

Большое значение в деле дальнейшего совершенствования организации лесопользования и увеличения поступлений лесного дохода имеют новые формы взаимоотношений владельцев лесного фонда, лесопользователей и органов власти - аренда участков лесного фонда и лесные торги.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs