Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2004 года N 229-III

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ"

 (в редакции постановлений Государственного Совета Удмуртской Республики от 26.09.2006 N 693-III, от 25.03.2008 N 65-IV)  

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 16.02.2010 N 384-IV.
____________________________________________________________________

В целях стабилизации работы легкой промышленности Удмуртской Республики Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004 - 2010 годы" (прилагается).

2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004 - 2010 годы" Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики.

3. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики при формировании проектов бюджетов Удмуртской Республики на 2005 - 2010 годы предусмотреть финансирование Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию Государственного Совета Удмуртской Республики по промышленности, развитию инфраструктуры, формированию рынка товаров и услуг.

Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ




Утверждена
постановлением
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 18 мая 2004 года N 229-III

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2004 - 2010 ГОДЫ"

 (в редакции постановлений Государственного Совета Удмуртской Республики от 26.09.2006 N 693-III, от 25.03.2008 N 65-IV)


Паспорт Программы

┌═══════════════┬════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование   │"Развитие текстильной и легкой промышленности   │
│Программы      │Удмуртской Республики на 2004 - 2010 годы"      │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основание      │Распоряжение Правительства Удмуртской Республики│
│о разработке   │от 19 мая 2003 года N 345-р "О подготовке       │
│Программы      │Республиканской целевой программы "Развитие     │
│               │текстильной и легкой промышленности             │
│               │Удмуртской Республики на 2004 - 2010 годы"      │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Цель Программы │Создание условий, обеспечивающих комплексное    │
│               │развитие легкой промышленности Удмуртской       │
│               │Республики, а также повышение эффективности     │
│               │производства путем выпуска современных          │
│               │конкурентоспособных товаров, удовлетворяющих    │
│               │потребности рынка                               │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основные       │- техническая и технологическая модернизация    │
│задачи         │предприятий, обеспечивающая на этой основе      │
│Программы      │стабильное развитие отрасли;                    │
│               │- обеспечение глубокой переработки              │
│               │отечественного сырья: натурального (льна,       │
│               │шерсти, кожи и меха), химических волокон        │
│               │и нитей;                                        │
│               │- решение задачи кадрового обеспечения,         │
│               │исходя из необходимости по организации системы  │
│               │обучения и переподготовки кадров                │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки          │2004 - 2010 годы                                │
│реализации     │                                                │
│Программы      │                                                │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Республиканский│Министерство промышленности и транспорта        │
│заказчик       │Удмуртской Республики                           │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основные       │Ижевский государственный технический            │
│разработчики   │университет,                                    │
│Программы      │Министерство промышленности и транспорта        │
│               │Удмуртской Республики                           │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители    │Министерство промышленности и транспорта        │
│Программы      │Удмуртской Республики,                          │
│               │предприятия легкой промышленности               │
│               │Удмуртской Республики,                          │
│               │органы исполнительной власти Удмуртской         │
│               │Республики                                      │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Ресурсное      │Общее финансирование Программы - 186,7 млн.     │
│обеспечение    │руб., в том числе:                              │
│Программы      │- внебюджетные средства - 112,0 млн. руб.;      │
│               │- средства бюджета УР - 74,7 млн. руб.,         │
│               │в том числе 2004 - 2006 годы - 33,1 млн. руб.,  │
│               │2007 год - 24,6 млн. руб., 2008 год -           │
│               │8,7 млн. руб., 2009 год - 4,6 млн. руб.,        │
│               │2010 год - 3,7 млн. руб.                        │
│(в ред. постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.03.2008  │
│N 65-IV)                                                        │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Механизм       │Бюджетные кредиты, возмещение части затрат      │
│реализации     │на уплату процентов по кредитам, полученным     │
│Программы      │в российских кредитных организациях на создание │
│               │запасов сырья, материалов и реализацию          │
│               │инвестиционных проектов, возмещение части       │
│               │затрат на уплату лизинговых платежей, а также   │
│               │ситуационное, экспертное моделирование развития │
│               │легкой и текстильной промышленности Удмуртской  │
│               │Республики                                      │
│(в ред. постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 25.03.2008  │
│N 65-IV)                                                        │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень       │Производственные мероприятия.                   │
│основных       │Финансово-экономические мероприятия.            │
│мероприятий    │Организационно-структурные мероприятия          │
│Программы      │                                                │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Контроль       │Министерство промышленности и транспорта        │
│реализации     │Удмуртской Республики                           │
│Программы      │                                                │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые      │- стабилизация и подъем производства            │
│результаты     │на предприятиях легкой промышленности;          │
│реализации     │- увеличение выпуска продукции за семь лет      │
│Программы      │на 160 млн. рублей;                             │
│               │- создание более 300 новых рабочих мест         │
├═══════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Оценка         │Экономическая эффективность от реализации       │
│эффективности  │Программы составит 26,3 млн. руб.               │
│Программы      │Бюджетная эффективность составит 8,4 млн. руб.  │
└═══════════════┴════════════════════════════════════════════════…


 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами  1.1. Анализ состояния легкой промышленности Российской Федерации

Легкая промышленность включает 3 отрасли - текстильную, доля которой в общем объеме производства составляет 46,6 процента, швейную (30,3 процента), кожевенную, меховую и обувную (22,6 процента), по данным на начало 2003 г. В свою очередь текстильная промышленность включает 9 подотраслей - хлопчатобумажную (20 процентов), льняную (3,2 процента), шерстяную (6,6 процента), шелковую (3,3 процента), нетканых материалов (1,5 процента), пенько-джутовую (0,3 процента), текстильной галантереи (1,3 процента), трикотажную (7,2 процента), валяльно-войлочную (1,1 процента). В кожевенную, меховую и обувную промышленность входят следующие подотрасли: натуральных кож (5,4 процента), искусственных кож и пленочных материалов (3,9 процента), искусственного меха (0,3 процента), кожевенной галантереи (1,1 процента), меховая (1,8 процента), обувная (9,8 процента). Объем производства прочих отраслей составляет 0,5 процента.

В легкой промышленности более 16 тысяч организаций (в том числе 2818 средних и крупных) с общей численностью занятых 827 тысяч человек, преимущественно женщин. Все предприятия акционированы.

В структуре выпускаемой продукции наряду с производством тканей, одежды, обуви, трикотажных, чулочно-носочных и меховых изделий, головных уборов, текстильной и кожевенной галантереи высок удельный вес продукции производственно-технического и специального назначения, в том числе производство корда для шин, сердечников стальных канатов, тканей для транспортерных лент, тканей фильтровальных и ситовых для пищевой, химической и электротехнической промышленности, производства тканей и других изделий для сельского хозяйства, авиационной и космической техники, вещевого имущества для силовых федеральных ведомств.

Отрасль обеспечивает также потребности населения и хозяйственного комплекса страны в изделиях медицинского назначения, в специальной, рабочей и лечебно-профилактической одежде и обуви, средствах индивидуальной защиты.

Доля легкой промышленности в объеме промышленной продукции России составляет 1,5 процента, доля налоговых платежей составляет 1,3 процента в сумме налоговых платежей промышленности и 0,7 процента всех налоговых поступлений в бюджет.

Организации легкой промышленности имеются во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшее количество продукции производится в текстильной промышленности Московской области - 17,3 процента общего выпуска, Ивановской области - 14,3 процента и в Москве - 9,7 процента, в швейной промышленности в Москве - 14,5 процента, в Ростовской области - 9,9 процента, в Санкт-Петербурге - 8 процентов, в кожевенной, меховой и обувной промышленности в Москве - 17,1 процента, в Республике Татарстан - 9,9 процента, в Республике Башкортостан - 9,3 процента. В целом по легкой промышленности наибольший объем производства в Москве - 12,7 процента, в Московской области - 11 процентов, в Ивановской области - 8,6 процента, в Санкт-Петербурге - 4,6 процента.

Особенностью легкой промышленности является быстрая и высокоэффективная отдача вложенных средств. Оборот средств в отрасли сейчас, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2 - 4 раза в год.

Легкая промышленность относится к обрабатывающим отраслям. Технология глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности включена в перечень критических технологий, утвержденный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным по результатам совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям (протокол от 30 марта 2002 года N Пр-578).

За 1995 - 2001 годы выпуск важнейших видов продукции легкой промышленности сократился, в том числе тканей шерстяных - на 25 процентов, тканей шелковых - на 11 процентов, обуви - на 36 процентов.

Резко сократилось потребление продукции смежных отраслей (агропромышленного комплекса, химической промышленности, машиностроения). Уменьшилось потребление производимой в России шерсти на 30 процентов, кожевенного сырья, химических волокон и нитей - в 2 раза, прядильных машин - в 7,5 раза, ткацких станков - в 14,7 раза, трикотажных и швейных машин - в 3 раза.

Уровень загрузки производственных мощностей в 2002 году составил в производстве хлопчатобумажных тканей 59 процентов, шерстяных тканей - 18 процентов, льняных и пенько-джутовых тканей - 36 процентов, трикотажных изделий - 37 процентов, чулочно-носочных изделий - 52 процента, обуви - 37 процентов.

Состояние основных производственных фондов отрасли не позволяет производить высококачественную, сравнимую с зарубежными аналогами, продукцию. По состоянию на конец 2000 года степень их износа составила 54,2 процента, коэффициент обновления и коэффициент выбытия составили в сопоставимых ценах соответственно 0,5 и 2,1. По оценке НИИ статистики, на начало 2000 года доля оборудования, эксплуатируемого до 5 лет, составила 1,4 процента, 6 - 10 лет - 21,2 процента, 11 - 20 лет - 57,3 процента, более 20 лет - 20,1 процента.

Сальдированный финансовый результат по отрасли стал положительным начиная с 1999 года. Тогда он составил 3015 млн. рублей. Практически таким же было сальдо за 2000 год (3035 млн. рублей). В 2001 году в связи с уменьшением темпов роста производства сальдированный финансовый результат снизился до 2682 млн. рублей, в 2002 году он составил 1741 млн. рублей. Кредиторская задолженность по состоянию на конец 2002 г. составила 34,58 млрд. рублей, в том числе просроченная - 18,16 млрд. рублей. Дебиторская задолженность составила 14,54 млрд. рублей, в том числе просроченная - 4,13 млрд. рублей.

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие отрасли, в 2001 году составили 2387 млн. рублей (для сравнения - в пищевой промышленности инвестиции составили 43808 млн. рублей), при этом собственные средства составили 70,2 процента, средства федерального бюджета - 2,8 процента, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 7,7 процента.

В 2002 году инвестиции составили 2990 млн. рублей, в том числе собственные средства - 2099 млн. рублей, или, как и в 2001 году, 70,2 процента (из них за счет прибыли - 239 млн. рублей, за счет амортизации - 1860 млн. рублей), средства федерального бюджета - 22,9 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 68 млн. рублей, привлеченные кредиты - 891 млн. рублей.

Объем незавершенного строительства в 2002 году на объектах легкой промышленности, строительство которых начато в 1998 году, составил 200 млн. рублей.

Продукция легкой промышленности удерживается сейчас на российском рынке во многом благодаря сдерживанию цен при растущих затратах. Так, индекс цен производителей продукции легкой промышленности декабря 2002 года к декабрю 2001 года составил 105,3 процента, а индекс тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом - 119,5 процента, индекс цен на электроэнергию - 123,3 процента, на газ - 139,9 процента. В структуре затрат при производстве продукции легкой промышленности транспортные расходы составляют 3,6 процента, затраты на топливо и энергию - 4,1 процента.

В легкой промышленности по-прежнему широко распространены схемы работы с давальческим сырьем.

В швейной промышленности чаще используется сырье заказчика, помещенное под режим переработки под таможенным контролем. В этом случае налогом на добавленную стоимость облагается только стоимость изготовления продукции. По такой схеме в рамках Соглашения Правительствами Российской Федерации и Соединенных Штатов о торговле текстильными изделиями категории 435 (женское пальто), действующего до 2004 года, работают ОАО "Калужанка", г. Калуга; АК "Чайка", г. Тула; ОАО "Элегант", г. Ростов-на-Дону; ЗАО "Липчанка", г. Липецк, и другие.

В хлопчатобумажной промышленности действует другая схема переработки давальческого сырья. Коммерческие структуры закупают хлопковое волокно за рубежом, при его завозе на таможенную территорию Российской Федерации уплачивают НДС (ввозная пошлина на хлопок нулевая) и передают волокно на переработку текстильным предприятиям. Готовую продукцию реализуют как внутри страны, так и за рубежом. При этом налоговых и таможенных льгот нет.

Положительным в этой схеме является сохранение рабочих мест и своевременная выплата зарплаты работникам предприятий, что снижает социальную напряженность в трудовых коллективах, особенно в градообразующих предприятиях. Негативный момент заключается в несоответствии между ценами продажи поставщикам сырья готовой продукции предприятиями-переработчиками и фактическими затратами этих предприятий. В целях получения максимальной прибыли "давальцы" заведомо оговаривают низкую цену на готовую продукцию. В состоянии финансового кризиса, в котором находится большинство предприятий текстильной промышленности, переработчики вынуждены идти на условия поставщиков сырья. В итоге это приводит к дальнейшему ухудшению финансового положения предприятий. Снижается также налогооблагаемая база предприятий. По такой схеме работает до 70 процентов предприятий хлопчатобумажной промышленности.

Таким образом, организации легкой промышленности находятся в трудном положении из-за недостатка оборотных средств и снижения рентабельности в связи с ростом затрат и сдерживанием цен производителями, а также из-за низкой конкурентоспособности продукции. Они не могут эффективно работать из-за технической отсталости и физического износа технологического оборудования и не могут его обновить из-за недостатка собственных средств и высокой стоимости заемных средств, вынуждены использовать давальческие схемы работы, исключающие возможность накопления капитала и проведение технологической модернизации производства. Это обусловливает необходимость инвестиций в предприятия легкой промышленности при участии в них бюджетных средств бюджетов всех уровней.


 1.2. Основные показатели развития легкой промышленности Удмуртской Республики

Легкая промышленность является одной из старейших отраслей промышленного производства Удмуртской Республики. Предприятия этой отрасли наряду с решением важной социальной задачи - обеспечение населения республики товарами первой необходимости - поставляют продукцию для бюджетных организаций и других отраслей промышленности.

Отрасль традиционно являлась эффективной, высокодоходной и быстро окупаемой (длительность оборота финансовых ресурсов в среднем составляла 45 дней).

За годы реформ в легкой промышленности произошло значительное падение объемов производства. В 2002 году по сравнению с 1990 г. более чем в 10 раз. Удельный вес продукции легкой промышленности в общем объеме товаров, производимых в Удмуртской Республике, с 1990 г. сократился более чем в 6 раз (см. табл. 1.1). Число занятых в отрасли уменьшилось более чем в 2,5 раза. Доля потребления отечественных товаров легкой промышленности в общем объеме потребления населением Удмуртской Республики снизилась до 15 процентов. Развитию негативных тенденций во многом способствовал ввоз большого количества дешевых и модных изделий не лучшего качества частными предпринимателями. Утрачены былые позиции по производству детских трикотажных изделий, обуви, хромовых кожтоваров, валяной обуви. Критическое положение отрасли определяется рядом сложных как внутренних, так и внешних проблем: неудовлетворительным финансовым положением, недостатком оборотных средств, отсутствием на территории республики необходимых сырьевых ресурсов, опережающим ростом цен на энергоносители по сравнению с ценами на готовую продукцию, недостаточностью защитных мер отечественного товаропроизводителя на внутреннем и государственной поддержки по выходу на внешние рынки, отсутствием защитных мер на внутреннем и внешних рынках по отношению к отечественным товаропроизводителям.


Таблица 1.1


 Удельный вес продукции легкой промышленности в общем объеме продукции промышленности Удмуртской Республики

1990 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998
 г.

1999
 г.

2000
 г.

2001
 г.

2002
г.  

6 мес.
2003 г.

 4,1  

 1,2  

 0,9  

 0,7   

0,6

0,8

0,8

0,8

0,6

 0,6  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»