Статус документа
Статус документа

Справочное пособие по проектированию учебных комплексов и центров (к СНиП 2.08.02-89)


СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ
к СНиП 2.08.02-89


ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ЦЕНТРОВ


ПРЕДИСЛОВИЕ



Настоящее справочное пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения" на основе анализа и обобщения современного передового опыта формирования учебной сети и проектирования зданий профессиональных учебных заведений всех уровней образования - от учебно-курсовых комбинатов до институтов повышения квалификации.

Единство системы и преемственность всех звеньев образования - основной принцип, на котором базируется создание учебных комплексов. Единая система обучения является функционально-педагогической основой создания комплекса учебных заведений.

Широкое внедрение учебных комплексов и центров в дополнение к существующей системе разрозненных сетей учебных заведений направлено на преодоление разобщенности учебных заведений разного уровня образования и разной отраслевой принадлежности; эффективное сочетание отраслевого и территориального планирования подготовки и повышения квалификации кадров в территориально-производственных комплексах и промышленных районах, агропромышленных объединениях, крупных фирмах, а также в отдельных регионах и городах. Создание комплексов, как показывает отечественная и зарубежная практика, способствует повышению качества и преемственности обучения, концентрации капитальных затрат на строительство и экономии средств при возведении и эксплуатации учебных зданий.

Учебный комплекс рассматривается в настоящем пособии как специфический тип архитектурного объекта, формируемый путем функционально-архитектурного, территориального и организационного объединения нескольких учебных заведений одного или разных уровней образования с многообразными формами и степенью кооперации и являющийся крупным элементом объемно-пространственной композиции различных функциональных зон города.

Предполагаемая в результате демократизации образования гибкость форм и методов обучения приведет к расширению организационных структур и, следовательно, к расширению традиционной номенклатуры классических типов учебных заведений. Однако, при этом сохранятся стабильность отдельных функциональных элементов учебных заведений, их универсализация и унификация между разными ступенями образования. Это позволяет рекомендовать при проектировании учебных комплексов и центров использовать следующие пособия к СНиП 2.08.02-89: "Проектирование профессионально-технических и средних специальных учебных заведений и учебных комбинатов", "Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации" (разработаны ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры).

Кроме того, при проектировании учебных комплексов культуры и искусства следует использовать пособия, разработанные Гипротеатром Минкультуры СССР, а при проектировании спортивных и зрелищных залов - соответствующие пособия, разработанные ЦНИИЭП им.Б.С.Мезецева.

Настоящее пособие разработано ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры (канд. архит. А.М.Гарнец, использованы материалы архитекторов В.И.Дядюк, Н.П.Малиночки, Д.А.Рождественского, О.П.Одинцовой, Н.К.Цукановой, В.П.Чукловой, Л.Е.Савиновой).