Статус документа
Статус документа

     
      ГОСТ Р 52626-2006
(EH 81-80:2003)

Группа Ж22

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ

Методология оценки и повышения безопасности лифтов,
находящихся в эксплуатации

Lifts. Methodology of improvement assessment and of safety of existing lifts



ОКС 91.140.90   

ОКП 48 3600

Дата введения 2008-07-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым Акционерным обществом "Акционерная компания "Лифт", Техническим комитетом по стандартизации "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов" (ТК 209)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 363-ст

4 В настоящем стандарте реализованы требования проекта специального технического регламента "О безопасности лифтов"

5 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к европейскому стандарту ЕН 81-80:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 80. Правила повышения безопасности существующих пассажирских и грузопассажирских лифтов" (EN 81-80:2003 "Safety rules for the construction and installation of lifts - Part 80: Rules for improvement of safety of existing passenger and goods passenger lifts"). Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

Сведения о соответствии ссылочных международных (региональных) стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок, приведены в приложении В

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

 Предисловие к Европейскому стандарту ЕН 81-80:2003


Настоящий стандарт был разработан Техническим комитетом ТК 10 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры" Европейского Комитета по стандартизации (СЕН) и подлежит принятию государствами - членами Европейского Союза в качестве национального стандарта.

Правила повышения безопасности существующих лифтов в странах европейского Союза до настоящего времени не были гармонизированы ни на европейском, ни на международном уровне. Европейский Комитет по стандартизации разработал программу создания серии стандартов, регламентирующих безопасность машин и лифтов, являющуюся частью процесса гармонизации в Европе.

Настоящий стандарт непосредственно связан с европейским стандартом ЕН 292 (части 1 и 2) "Безопасность машин. Основные положения, общие принципы при разработке конструкций", а также с серией стандартов ЕН, устанавливающих требования к лифтам.

Это первое издание стандарта.

 Введение


В настоящее время в России по имеющимся оценкам не менее 30% находящихся в эксплуатации лифтов требуют модернизации с целью обеспечения современного уровня безопасности.

Существующие лифты соответствуют уровню безопасности, приемлемому и принятому во время их создания и установки. Этот уровень безопасности ниже принятого в настоящее время.

Современный уровень безопасности установлен с учетом внедрения новых технологий и конструкций, общественных требований безопасности. Создавшаяся ситуация привела к наличию в эксплуатации лифтов с различными уровнями безопасности, возникновению аварий на лифтах. Это противоречит требованиям пользователей, специалистов в области лифтов по обеспечению единого и одинакового приемлемого уровня безопасности на всех эксплуатируемых лифтах. В дополнение к вышеизложенному требуется учитывать нужды пожилых людей и инвалидов. Эти нужды диктуют необходимость обеспечения пожилых людей и инвалидов безопасным вертикальным транспортом.

Важным требованием, которое должно быть учтено и обеспечено, является наличие необходимых устройств и процедур для безопасного освобождения людей из остановившейся между этажами кабины лифта.

При создании настоящего стандарта было принято во внимание, что срок службы лифта значительно больше, чем других средств транспорта. Это обстоятельство также повышает вероятность того, что конструкция существующих лифтов, их характеристики и безопасность существенно отстает от аналогичных показателей современной технологии.

Если безопасность существующих лифтов не будет повышена до современного уровня, то число лиц, пострадавших из-за недостаточного уровня безопасности лифтов, будет увеличиваться (особенно в общедоступных зданиях и прежде всего в жилых зданиях).

Настоящий стандарт:

- классифицирует различные опасности и опасные ситуации, каждое из которых было подвергнуто анализу риска;

- направлен на определение корректирующих действий для постоянного и выборочного повышения безопасности всех существующих лифтов, предназначенных для перевозки людей, а также людей и грузов, до современного уровня;

- создает возможность проведения экспертизы каждого лифта с идентификацией и постепенным внедрением мер безопасности с учетом частоты и тяжести каждого риска;

- устанавливает перечень рисков высокого, среднего и низкого уровней и корректирующих действий, которые могут быть реализованы на каждой стадии повышения безопасности для исключения рисков.

Настоящий стандарт может быть использован как руководство:

а) при разработке программ постепенного повышения безопасности существующих лифтов на основе предложенного метода фильтрации (см. приложение А), базирующегося на установленном уровне риска (чрезвычайном, высоком, среднем, низком), с учетом социальных и экономических условий;

б) владельцами зданий при выполнении их обязанностей в соответствии с действующим законодательством и нормами;

в) организациями, осуществляющими техническое обслуживание, экспертизу промышленной безопасности и/или органами, осуществляющими контроль (надзор) за лифтами, находящимися в эксплуатации, для информирования владельцев об уровне безопасности лифтов на их объектах;

г) владельцами при повышении безопасности эксплуатирующихся на их объектах лифтов.

При проведении экспертизы (оценки соответствия) существующих лифтов идентификация опасностей и корректирующих действий может быть выполнена с использованием метода, приведенного в приложении Б настоящего стандарта.

Однако если установленная при экспертизе опасность не регламентируется настоящим стандартом, то должен быть выполнен дополнительный анализ риска с применением методологии оценки риска по ГОСТ Р ИСО/ТС 14798.


     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методологию оценки соответствия и повышения безопасности находящихся в эксплуатации (существующих) лифтов, в том числе лифтов, отработавших установленный срок службы, с целью достижения уровня безопасности, эквивалентного уровню безопасности новых лифтов, соответствующих современным требованиям безопасности.

Примечание - В отдельных случаях из-за особенностей конструкции здания не всегда может быть достигнут современный уровень безопасности.


Настоящий стандарт распространяется:

- на электрические лифты с приводом трения (с канатоведущим шкивом или барабаном трения) или с приводом со звездочкой;

- на гидравлические лифты.

Эти лифты стационарно установлены в зданиях, обслуживают заданные этажи, имеют кабину, предназначенную для транспортирования людей и/или людей и грузов, и перемещаются по направляющим к вертикали, угол наклона которых не превышает 15°.

Настоящий стандарт направлен на повышение безопасности:

- пользователей;

- обслуживающего персонала;

- лиц, осуществляющих инспекционный контроль;

- людей, находящихся вне шахты лифта, машинного и блочного помещения (при их наличии), но в непосредственной близости от них;

- любых уполномоченных лиц.

Настоящий стандарт не распространяется:

- на лифты с приводами, не предусмотренными [1];

- лифты, установленные в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, на платформах для разведки и бурения на море, на самолетах и других летательных аппаратах;

- установки, в которых угол наклона направляющих к вертикали превышает 15°;

- на безопасность при транспортировании, монтаже, ремонте и демонтаже лифтов.

Однако настоящий стандарт может быть использован в вышеуказанных случаях в качестве базы.

      2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2000 Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов
     
     
ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных
     
     
ГОСТ Р 52383-2005 (ЕН 81-73:2004) Лифты. Пожарная безопасность
     
     
ГОСТ Р 52505-2005 (ЕН 12016:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Устойчивость к электромагнитным помехам
     
     
ГОСТ Р 52506-2005 (ЕН 12015:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоэмиссия
     
     
ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 уполномоченное лицо: Лицо, имеющее профессиональную подготовку по техническому обслуживанию, проверкам и управлению лифтом.

3.2 эксплуатирующийся лифт: Лифт, находящийся в эксплуатации в распоряжении своего владельца.

3.3 точность выравнивания: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки при загрузке или разгрузке кабины лифта.

3.4 точность остановки: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки в момент остановки кабины системой управления лифта на этаже назначения при полностью открытых дверях шахты.

3.5 владелец установки (лифта): Физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности, владении, распоряжении или управлении здание или сооружение, оборудованное лифтом и обеспечивающее безопасную эксплуатацию лифта.

3.6 новый лифт: Лифт, уровень безопасности которого соответствует требованиям действующих в настоящее время технических регламентов, стандартов, правил и норм.

     4 Перечень важнейших опасностей


В настоящем разделе приведены все важнейшие опасности, которые определены в результате анализа риска для эксплуатируемых лифтов и которые требуют корректирующих действий для устранения или снижения риска.

4.1 Важнейшие опасности приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Перечень важнейших опасностей

Опасность/опасная ситуация

Пункт, подпункт настоящего стандарта

1 Наличие опасных материалов

5.1.4

2 Отсутствие или ограниченная доступность для инвалидов

5.2.1

3 Привод с недостаточной точностью остановки/выравнивания кабины

5.2.2

4 Отсутствие или недостаточная защищенность от актов вандализма

5.3

5 Отсутствие или неудовлетворительные меры безопасности в случае пожара

5.4

6 Несплошные стены шахты

5.5.1.1

7 Частичное ограждение шахты с недостаточной высотой ограждения

5.5.1.2

8 Небезопасные замки на дверях для доступа в шахту и приямок

5.5.2

9 Несоответствие требованиям к внутренней поверхности ограждений шахты под порогом шахтной двери

5.5.3

10 Противовес или уравновешивающий груз не оборудованы ловителями при наличии доступных для людей помещений под шахтой

5.5.4

11 Отсутствие или ненадлежащая защита персонала в зоне движения противовеса/уравновешивающего груза в приямке шахты

5.5.5

12 Отсутствие или ненадлежащее ограждение друг от друга лифтов в приямке общей шахты

5.5.6

13 Отсутствие или ненадлежащее исполнение перегородки между движущимися частями различных лифтов в общей шахте

5.5.6

14 Недостаточное для обеспечения безопасности пространство в верхней части шахты и приямке

5.5.7

15 Небезопасный доступ в приямок

5.5.8

16 Отсутствие или ненадлежащие электрические устройства безопасности в приямке или в блочном помещении

5.5.9

17 Отсутствие или ненадлежащее освещение в шахте

5.5.10

18 Отсутствие ремонтной двусторонней связи в шахте

5.5.11

19 Отсутствие или небезопасные средства доступа в машинное и блочное помещения

5.6.1

20 Скользкий пол в машинном и блочном помещениях

5.6.2

21 Небезопасные зоны обслуживания оборудования в машинном и блочном помещениях

5.6.3

22 Отсутствие или ненадлежащее обеспечение безопасности переходов между различными уровнями в машинном и блочном помещениях

5.6.4

23 Ненадлежащая освещенность в машинном и блочном помещениях

5.6.5

24 Ненадлежащие устройства для подвески

5.6.6

25 Двери кабины и шахты (сплошные или несплошные)

5.7.1

26 Ненадлежащее крепление шахтных дверей

5.7.2

27 Применение ненадлежащего типа стекла в дверях

5.7.3

28 Отсутствие или ненадлежащая защита от затягивания пальцев движущимися стеклянными дверями кабины и шахты

5.7.4

29 Отсутствие или ненадлежащее освещение в зоне шахтных дверей

5.7.5

30 Отсутствие или ненадлежащее предохранительное устройство на дверях с механическим приводом

5.7.6

31 Небезопасный замок шахтных дверей

5.7.7

32 Возможность отпирания замков шахтных дверей без специальных приспособлений

5.7.8.1

33 Доступность замков дверей шахты для посторонних лиц

5.7.8.2

34 Отсутствие устройств автоматического закрывания раздвижных дверей

5.7.9

35 Ненадлежащее соединение между створками многостворчатой шахтной двери

5.7.10

36 Ненадлежащая огнестойкость шахтных дверей

5.7.11

37 Движение автоматической раздвижной двери кабины при открытой распашной двери шахты

5.7.12

38 Максимальная полезная площадь пола кабины не соответствует номинальной грузоподъемности лифта

5.8.1

39 Ненадлежащий размер щита под порогом кабины

5.8.2

40 Кабина без дверей

5.8.3

41 Небезопасное запирание люка в крыше кабины лифта

5.8.4

42 Недостаточная прочность крыши кабины

5.8.5

43 Отсутствие или ненадлежащие перила на крыше кабины

5.8.6

44 Недостаточная вентиляция кабины

5.8.7

45 Ненадлежащее освещение кабины

5.8.8.1

46 Отсутствие или ненадлежащее аварийное освещение кабины

5.8.8.2

47 Отсутствие или ненадлежащее ограждение канатоведущих шкивов, блоков и звездочек

5.9.1

48 Отсутствие или ненадлежащее устройство, предотвращающее спадание канатов/цепей с канатоведущих шкивов, блоков или звездочек

5.9.1

49 Отсутствие или ненадлежащее ограждение канатоведущих шкивов, блоков или звездочек, предотвращающего попадание посторонних предметов

5.9.1

50 Отсутствие или ненадлежащие ловители и/или ограничитель скорости на электрических лифтах

5.9.2

51 Отсутствие или ненадлежащий выключатель слабины каната ограничителя скорости

5.9.3

52 Отсутствие устройства, предотвращающего превышение скорости движения вверх кабины электрического лифта с противовесом

5.9.4

53 Ненадлежащая конструкция привода электрических лифтов

5.9.4; 5.12.1

54 Отсутствие или ненадлежащая защита от свободного падения, превышения скорости и сползания на гидравлических лифтах

5.9.5

55 Противовес или уравновешивающий груз имеет канатные направляющие

5.10.1

56 Отсутствие или ненадлежащие буфера

5.10.2

57 Отсутствие или ненадлежащие концевые выключатели

5.10.3

58 Большой зазор между передней стенкой кабины и стеной шахты

5.11.1

59 Большой зазор между дверями кабины и шахты

5.11.2

60 Отсутствие средств для перемещения кабины при отключении энергоснабжения

5.12.2

61 Отсутствие обратного клапана

5.12.3

62 Ненадлежащее устройство отключения цепи питания электродвигателя лебедки

5.12.4

63 Отсутствие или ненадлежащее устройство контроля ослабления тяговых канатов/цепей

5.12.5

64 Отсутствие ограничителя времени работы двигателя привода с канатоведущим шкивом

5.12.6

65 Отсутствие или ненадлежащее устройство для опускания кабины гидравлического лифта при отсутствии энергоснабжения

5.12.7

66 Недостаточная защита от электрического тока и/или ненадлежащая маркировка электрооборудования, отсутствие предупреждающих знаков

5.13.1

67 Отсутствие или ненадлежащая защита электродвигателя привода лифта от перегрузки

5.13.2

68 Отсутствие устройства запирания (блокировки) главного выключателя

5.13.3

69 Отсутствие защиты при изменении чередования фаз

5.14.1

70 Отсутствие или ненадлежащее устройство на крыше кабины поста управления лифтом, а также устройства для остановки лифта

5.14.2

71 Отсутствие или ненадлежащее исполнение устройства для вызова пассажиром помощи из кабины лифта

5.14.3

72 Отсутствие или ненадлежащее исполнение системы двусторонней связи между кабиной и машинным помещением (местом размещения панели управления для лифтов без машинного помещения)

5.14.4

73 Отсутствие или ненадлежащий контроль загрузки кабины

5.14.5

74 Отсутствие предупреждающих знаков, маркировки и руководства по эксплуатации

5.15

75 Окончание установленного срока службы лифта

5.1.6

76 Отсутствие устройства, размыкающего цепь безопасности при несанкционированном открывании дверей шахты в режиме "Нормальная работа"

5.7.8.2

77 Оборудование лифта не обладает помехоустойчивостью по отношению к электромагнитному излучению

5.1.6

78 Оборудование лифта обладает электромагнитной эмиссией, превышающей допустимые нормы

5.1.6

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»