Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 2017-2-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вибрация и удар

УПРУГИЕ СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЯ

Часть 2

Технические данные для применения систем виброизоляции для железнодорожного транспорта

Vibration and shock. Resilient mounting systems. Part 2. Technical information for the application of vibration isolation associated with railway systems



ОКС 17.160

          93.100

Дата введения 2012-12-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация, удар и контроль технического состояния"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 549-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 2017-2:2007* "Механическая вибрация и удар. Упругие системы крепления. Часть 2. Технические данные, предоставляемые для применения систем виброизоляции от железнодорожного транспорта" (ISO 2017-2:2007 "Mechanical vibration and shock - Resilient mounting systems - Part 2: Technical information to be exchanged for the application of vibration isolation associated with railway systems", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.    


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт распространяется на упругие системы виброизоляции.

Ряд поставщиков систем виброизоляции предлагает универсальные решения, которые могут быть использованы в разных практических задачах. Для привязки к конкретным потребностям пользователя им необходима дополнительная информация об условиях применения системы, которую зачастую заказчик системы виброизоляции или изготовитель оборудования, подлежащего виброизоляции, предоставить не могут.

С другой стороны, правильный выбор системы виброизоляции заказчиком усложняется, если ее технические характеристики приведены поставщиком системы виброизоляции в недостаточном объеме. Это может вынудить заказчика проводить дополнительные испытания, т.е. фактически дублировать работу, уже выполненную поставщиком.

В ряде случаев оборудование (которое может рассматриваться как источник и/или приемник вибрации) должно быть поставлено с собственной системой виброизоляции. Для этого поставщику необходимо знать условия (место установки, режимы работы, внешние воздействия), в которых оборудование будет применено.

Настоящий стандарт является руководством по обмену технической информацией между заказчиком, изготовителем оборудования и поставщиком системы виброизоляции, устанавливаемой между оборудованием и его основанием для ослабления вибрации от железнодорожного транспорта.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования по обмену информацией для применения систем виброизоляции для железнодорожного транспорта.

Настоящий стандарт распространяется на виброизоляцию железнодорожных путей, как строящихся, так и находящихся в эксплуатации, например, в случае повышения вибрации из-за деградации железнодорожных путей, принятия новых норм природопользования или планирования землеустроительных работ, требующих снижения вибрации вблизи рельсового пути.

Настоящий стандарт распространяется на системы, снижающие воздействие вибрации железнодорожного транспорта на окружающую среду, и не распространяется на системы виброизоляции подвижного состава.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 2041, Mechanical vibration, shock and condition monitoring - Vocabulary (Вибрация, удар и контроль состояния. Словарь)

ISO 2631-2, Mechanical vibration and shock - Evaluation of human exposure to whole-body vibration - Part 2: Vibration in buildings (1 Hz to 80 Hz) [Вибрация и удар. Оценка воздействия общей вибрации на человека. Часть 2. Вибрация в зданиях (в диапазоне от 1 до 80 Гц)]

ISO 4866, Mechanical vibration and shock - Vibration of buildings - Guidelines for the measurement of vibrations and evaluation of their effects on buildings (Вибрация и удар. Вибрация зданий. Руководство по измерению вибрации и оценке ее воздействия на здания)

ISO 7626-1, Vibration and shock - Experimental determination of mechanical mobility - Part 1: Basic defnitions and transducers (Вибрация и удар. Экспериментальное определение механической подвижности. Часть 1. Основные определения и преобразователи)

ISO 8569, Mechanical vibration and shock - Measurement and evaluation of shock and vibration effects on sensitive equipment in buildings (Вибрация и удар. Измерения и оценка воздействия вибрации и ударов на чувствительное оборудование в зданиях)

ISO 9688, Mechanical vibration and shock - Analytical methods of assessing shock resistance of mechanical systems - Information exchange between suppliers and users of analyses (Вибрация и удар. Методы анализа ударной прочности механических систем. Информация, предоставляемая заказчиком и исполнителем)

ISO 10815, Mechanical vibration - Measurement of vibration generated internally in railway tunnels by the passage of trains (Вибрация. Измерения вибрации, создаваемой в железнодорожном туннеле при прохождении поездов)

ISO 10846 (all parts), Acoustics and vibration - Laboratory measurement of vibro-acoustic transfer properties of resilient elements [Вибрация. Измерения виброакустических передаточных характеристик упругих элементов конструкций в лабораторных условиях (все части)]

ISO 14837-1, Mechanical vibration - Ground-borne noise and vibration arising from rail systems - Part 1: General guidance (Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство)

ISO 14964, Mechanical vibration and shock - Vibration of stationary structures - Specifc requirements for quality management in measurement and evaluation of vibration (Вибрация и удар. Вибрация стационарных сооружений. Специальные требования к управлению качеством при измерении и оценке вибрации)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 2041, ИСО 7626-1, ИСО 9688, ИСО 10846 и ИСО 14837-1, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 железнодорожный транспорт (railway system): Поезда, рельсовые пути и другие элементы железнодорожной сети, производящие и передающие вибрацию (как в открытом пространстве, так и в железнодорожных туннелях).

3.2 приемник (вибрации) (vibration receiver): Любые конструкции или их элементы, испытывающие воздействие вибрационной энергии, переданной от внутренних или сторонних источников.

3.3 заказчик (customer): Пользователь или покупатель продукции (машины, сооружения и т.п.).

3.4 изготовитель (producer): Лицо, изготавливающее продукцию, подлежащую изоляции от собственной вибрации или вибрации от внешних источников.

3.5 поставщик системы виброизоляции (isolation supplier): Лицо, ответственное за поставку и установку системы виброизоляции, позволяющей ослабить передаваемую вибрацию в соответствии с требованиями заказчика.

Примечание 1 - В некоторых случаях изготовителем и поставщиком системы виброизоляции может быть одно и то же лицо.

Примечание 2 - Заказчик, изготовитель и поставщик несут установленную законодательством ответственность за исполнение работ по договору между ними, даже если для выполнения работ (в целом или в части) ими привлечены субподрядные организации.

3.6 виброизоляция основания (base isolation): Устройство (совокупность устройств), обеспечивающее установку сооружения (оборудования) на его основании (опоре) и защиту сооружения (оборудования) от воздействия вибрации и/или ударов.

     4 Вибрация железнодорожного транспорта


Существует несколько механизмов возникновения вибрации и передачи ее в окружающую среду при прохождении рельсовых транспортных средств, но все они связаны с взаимодействием транспортного средства и рельсового пути.

Транспортное средство создает перемещающуюся по рельсовому пути нагрузку. Если бы жесткость опоры рельсового пути была неизменной на всем его протяжении, то указанная нагрузка имела бы статический характер, и проблема (при условии движения транспортного средства со скоростью, не превышающей скорости распространения волн в рельсах и грунте) состояла бы только в обеспечении способности рельсового пути выдержать эту нагрузку.

На практике, однако, рельсы крепят к опоре (обычно к шпалам, уложенным на слой балласта) через некоторые промежутки. В таком случае жесткость опоры вдоль рельсового пути не будет постоянной.

Во время прохождения поезда устройства крепления рельса испытывают кратковременные нагрузки, при этом период между приложениями нагрузки зависит от скорости движения транспортного средства, расстояния между его колесными осями и расстояний между устройствами крепления. По типу возбуждения вибрацию такого рода можно считать параметрической, поскольку она обусловлена изменением жесткости в области контакта колеса с рельсовой опорой.

Измерения вибрации на наземных устройствах рельсового пути показывают наличие в частотном спектре пиков на частотах прохождения шпал и частотах прохождения колесных осей.

Вибрация грунта, связанная с дискретностью установки устройств крепления, сосредоточена преимущественно в области ниже 80 Гц (зависит от скорости движения транспортного средства).

Другой механизм возникновения вибрации обусловлен неровностями поверхностей рельса и контактирующих с ним колес по причине либо производственных допусков, либо износа в процессе эксплуатации. На колесах могут быть выбоины, образующиеся в процессе торможения транспортного средства. На поверхности рельса может наблюдаться волнистость. Дефекты колеса или рельса в области их контакта вызывают ускоренное движение неподрессоренной массы (колесной пары), т.е. появление вибрационной силы.

Вибрация, обусловленная дефектами поверхности колеса и рельса, имеет случайную природу. Существуют устройства, измеряющие отклонение формы рельса от идеальной поверхности в диапазоне пространственных частот от 5 мм до 2,5 м. Такое отклонение является случайной функцией пространственной координаты.

Вибрация ударного типа возникает вследствие изломов или стыков в рельсовых соединениях, на стрелочных переводах, на пересечениях путей. Этот механизм возникновения вибрации определяет высокочастотную область спектра и переизлученный шум, играющий особо важную роль для подземных транспортных средств.

Вибрация появляется также при ускоренном (замедленном) движении транспортного средства, при его прохождении закругленного участка пути вследствие поперечных колебаний колесной тележки. Ударные воздействия вызывают динамический отклик транспортного средства, например, в виде изгибных колебаний вагонов.

     5 Назначение системы виброизоляции


Назначением системы виброизоляции является защита людей, сооружений и других механических систем от воздействия вибрации и ударов посредством изменений свойств пути распространения вибрации от источника к приемнику. В случае защиты от вибрации железнодорожного транспорта целью системы виброизоляции может быть обеспечение:

a) целости конструкции зданий, расположенных вблизи железнодорожных путей;

b) комфорта лиц, в местах постоянного или временного проживания которых наблюдается повышенный вибрационный фон;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».