Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58122-2018

(ИСО 15118-1:2013)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ

Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть

Часть 1

Общая информация и определение случаев использования

Road vehicles. Vehicle to grid communication interface. Part 1. General information and use-case definition

ОКС 43.060.40

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 октября 2018 г. N 687-ст

4 Настоящий стандарт модифицирован по отношению к международному стандарту ИСО 15118-1:2013* "Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть. Часть 1. Общая информация и определение случаев использования" (ISO 15118-1:2013 "Road vehicles - Vehicle to grid communication interface - Part 1: General information and use-case definition", MOD) путем изменения разделов "Нормативные ссылки" и "Библиография", внесения отдельных фраз и слов, которые выделены в тексте курсивом**.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов выделены курсивом; ссылочные документы, приведенные в оригинале обычным шрифтом по тексту документа отмечены знаком "". - Примечания изготовителя базы данных.        

Ссылка на международный стандарт заменена ссылкой на национальный стандарт Российской Федерации.

Сведения о соответствии ссылочного национального стандарта Российской Федерации международному стандарту, использованному в качестве ссылочного в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Международная организация по стандартизации (ИСО) объединяет национальные организации по стандартизации - участников ИСО (комитет - член ИСО). Разработка международных стандартов осуществляется, как правило, техническими комитетами ИСО. Каждый комитет - член ИСО, заинтересованный в участии в проектах по определенной тематике, для которой был создан технический комитет, имеет право быть представленным в этом комитете. Международные организации, правительственные и неправительственные, связанные с ИСО, также принимают участие в работе объединения. ИСО непосредственно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК) по всем вопросам стандартизации электротехнических изделий.

Методики, использованные для разработки настоящего стандарта и для его дальнейшего применения, содержатся в директивах ИСО/МЭК, часть 1. В частности, следует отметить различные критерии, используемые для утверждения разных типов документов ИСО. Настоящий стандарт составлен в соответствии с редакторскими правилами части 2 директив ИСО/МЭК (www.iso.orq/dimotives).

Следует иметь в виду, что некоторые положения настоящего стандарта могут быть объектом патентных прав. ИСО не будет нести ответственность за идентификацию какого-либо одного или всех патентных прав. Детали любого патентного права, выявленного при разработке стандарта, должны находиться в введении и/или в перечне полученных патентных заявок ИСО (www.iso.org/patents).

Любое фирменное наименование, используемое в настоящем стандарте, является информацией для удобства пользователей и не означает его одобрения.

Толкование значения специфических терминов ИСО и выражений, относящихся к оценке соответствия, а также информация о строгом соблюдении ИСО принципов Всемирной торговой организации (ВТО) в отношении технических барьеров в торговле (ТБТ) содержатся в URL-адресе: www.iso.org/foreword.html.

Настоящий стандарт разработан при сотрудничестве с Техническим комитетом МЭК ТС 69 "Электрические транспортные средства и электрические промышленные грузовые дорожно-транспортные средства".

ИСО 15118 под общим названием "Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть" состоит из следующих частей:

- Часть 1. Общая информация и определение случаев использования;

- Часть 2. Требования к протоколу сетевого и прикладного уровней;

- Часть 3. Требования к физическому уровню и уровню передачи данных.

Следующие части находятся в процессе подготовки:

- Часть 4. Тест на соответствие протоколов сетевого и прикладного уровней;

- Часть 5. Тест на соответствие физического уровня и уровня передачи данных.

Продолжающийся энергетический кризис, а также необходимость снижения выброса загрязняющих веществ, оказывающих влияние на парниковый эффект, заставили производителей предпринять серьезные усилия по снижению энергопотребления выпускаемых транспортных средств. В настоящее время производители заняты разработкой транспортных средств, передвигающихся частично или полностью на электрической тяге. Такие транспортные средства уменьшат зависимость транспорта от ископаемых источников энергии, улучшат глобальную энергоэффективность экономики и уменьшат выброс в атмосферу двуокиси углерода от дорожного транспорта в случае, если электроэнергия будет получена из возобновляемых источников. С целью заряда аккумуляторных батарей, установленных на борту подобных транспортных средств, потребуются специальные инфраструктурные объекты.

Большая часть работы по стандартизации, которая относится к размерам и спецификации электрического оснащения инфраструктурных объектов зарядных станций, а также интерфейсам транспортных средств, уже реализована в соответствующих стандартах или группах МЭК. Однако вопрос, касающийся передачи информации от транспортного средства на местный объект и в сеть, пока не проработан на достаточном уровне.

Такая связь дает преимущества для оптимизации энергоресурсов сети и системы выработки электроэнергии. Это объясняется возможностью подзаряжать транспортные средства в оптимальный, сточки зрения энергосбережения, промежуток времени. Необходимо также разработать эффективную и удобную систему оплаты. Необходимый канал связи может использоваться в будущем для стабилизации электрической сети, а также для предоставления дополнительных информационных услуг, которые нужны для эффективной эксплуатации электромобилей.

     1 Область применения

Настоящий стандарт определяет связь между электромобилями (EV), включая электромобиль на аккумуляторных источниках питания и гибридный автомобиль с подзарядкой от электросети, и оборудованием электроснабжения электромобиля (EVSE). Поскольку частями этой системы связи являются контроллер связи электромобиля (EVCC) и контроллер связи оборудования электроснабжения (SECC), то в стандарте описывается взаимодействие (связь) между этими компонентами. Хотя в стандарте основное внимание уделяется зарядке электромобилей, он может относиться и к другим транспортным средствам (далее - ТС).

Стандарт разъясняет термины, определения и общие требования, а также случаи использования в качестве основы для других частей стандарта. В настоящем стандарте дается общий обзор и общее понимание аспектов, влияющих на процесс зарядки, на порядок осуществления оплаты и выравнивания нагрузки.

В стандарте не рассматривается внутренняя связь между аккумуляторной батареей и зарядным оборудованием в ТС, а также взаимодействие SECC с другими поставщиками электроэнергии или оборудованием (за исключением некоторых сообщений, относящихся к процессу подзарядки). Все соединения, осуществляемые в обход SECC, а также способ обмена сообщениями не входят в область применения и считаются особыми случаями использования.

Примечание 1 - Электрические дорожно-транспортные средства относятся к ТС категорий М (используемые для перевозки пассажиров) и N (используемые для перевозки грузов) (для сравнения с ECE/TR ANS/WP.29/78 ev.2). Это не препятствует ТС других категорий попадать под требования стандарта.

Примечание 2 - Настоящий стандарт предназначен для обработки набора сообщений ГОСТ Р 58123 (ISO 15118-2:2014). Отсутствие какого-либо конкретного сценария использования в настоящем стандарте не подразумевает, что его не нужно использовать применительно к другим необходимым сообщениям.

Примечание 3 - Настоящий стандарт и ГОСТ Р 58123 (ISO 15118-2:2014) применяются независимо от используемой среды передачи данных. Однако эта серия стандартов выпущена для согласования уровней передачи данных, указанных в соответствующих стандартах данной серии.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 58123-2018 (ISO 15118-2:2014) Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть. Часть 2. Требования к протоколу сетевого и прикладного уровней

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по [1]:

3.1 участник (actor): Субъект, объект, организация или техническая система, напрямую или косвенно взаимодействующие с зарядной инфраструктурой.

3.2 количество электроэнергии для зарядки (amount of energy for charging): Количество электроэнергии, необходимое для обеспечения 100%-ной степени заряда аккумуляторной батареи.

Примечание - Может включать количество электроэнергии, потребляемой электромобилем для других функций помимо зарядки аккумуляторной батареи.

3.3 аутентификация (authentication): Процедура взаимодействия между EVCC и SECC либо между пользователем ТС (USER) и EVSE или косвенным участником заряда (SA), позволяющая убедиться в том, что предоставленная информация (см. идентификация) корректна, достоверна или относится к EVCC, USER или SECC.

3.4 санкционирование/авторизация (authorization): Процедура, которая позволяет EVSE проверить наличие разрешения на зарядку электромобиля.

3.5 передача базовых сигналов (basic signalling): Физическая передача сигналов в соответствии с функцией управления, описанной в ГОСТ Р МЭК 61851-1 (приложение А).

3.6 система управления аккумуляторной батареей; BMS (battery management system): Электронное устройство, контролирующее или управляющее электрическими характеристиками и тепловыми функциями системы аккумуляторных батарей и обеспечивающее взаимодействие между системой аккумуляторных батарей и другими устройствами ТС.

3.7 сертификат (certificate): Электронный документ, использующий цифровую сигнатуру с целью идентификации общего ключа.

Примечание - Настоящий стандарт, ГОСТ Р 58123 (ИСО 15118-2) и [2] описывают несколько сертификатов, используемых для различных целей (например, контрактный сертификат, включая идентификатор контракта), а также сертификаты производителя оборудования.

3.8 зарядное устройство (charger): Преобразователь электроэнергии, выполняющий необходимые функции для зарядки аккумуляторной батареи.

3.9 управление зарядкой (charging control): Функция, подтверждающая максимальный зарядный ток, который может подаваться от EVSE в соответствии с графиком зарядки.

Примечание - Величина фактического тока зарядки аккумуляторной батареи должна контролироваться системой управления аккумуляторной батареей BMS.

3.10 сценарий зарядки (charging scenario): Сочетание различных алгоритмов для выполнения определенных режимов зарядки.

3.11 график зарядки (charging schedule): Режим, содержащий предельные значения мощности для зарядки электромобиля в определенные моменты времени.

Примечание - В процессе зарядки электромобиль должен как можно точнее выполнять предельные требования графика зарядки с целью обеспечения возможности балансировки мощности оператором системы распределения энергии (DSO).

Пример - График рассчитывается на основании таблицы тарифных расценок, а также информации о графике работы электросети с учетом соответствующих ограничений по величине тока, т.е. используя минимально возможную величину тока.

3.12 временной интервал зарядки (сессия) (charging session): Период времени между началом (подсоединение кабеля) и окончанием процесса зарядки (отсоединение кабеля).

Примечание - В течение одной сессии заряд может не происходить, могут производиться один или несколько циклов заряда, подготовительные или завершающие операции.

3.13 контактор (contactor): Электрически управляемый переключатель, используемый для коммутирования силовой цепи.

Примечание 1 - В отличие от размыкателя цепи контактор не предназначен для прерывания тока короткого замыкания.

Примечание 2 - Применительно к процессу связи контактор инициирует подачу электропитания в контур.

3.14 идентификатор контракта (ID-контракт): идентификатор, который используется контроллером связи SECC или косвенным участником заряда (SA) для активации процесса зарядки и предоставления сервисных услуг (включая выставление счетов).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».