Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ

Требования безопасности

Часть 1

Системы накопления энергии перезаряжаемые

Electrically propelled road vehicles. Safety specifications. Part 1. Rechargeable energy storage systems



ОКС 29.220.99

        43.120

Дата введения 2022-03-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2021 г. N 1154-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 6469-1:2019* "Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Система накопления энергии перезаряжаемая (СНЭП)" [ISO 6469-1:2019 "Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 1: Rechargeable energy storage systems (RESS)", IDT].

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 6469-1-2016

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности перезаряжаемых систем накопления энергии (СНЭП), находящихся на борту транспортных средств (ТС) на электрической тяге, для обеспечения защиты людей.

Стандарт не устанавливает требования безопасности для персонала, участвующего в производстве, техническом обслуживании и ремонте.

Примечания

1 Требования к мотоциклам и мопедам установлены в ИСО 13063 и ИСО 18243.

2 Дополнительные требования безопасности допускается применять к СНЭП, которые возможно заряжать с использованием средств, отличных от подачи электрической энергии (например, проточные ред-окс батареи).

К СНЭП, которые заряжают с помощью средств, отличных от подачи электрической энергии (например, проточные батареи), допускается применять дополнительные требования безопасности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 6469-3, Electrically propelled road vehicles - Safety specifications - Part 3: Electrical safety (Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 3. Электробезопасность)

ISO 20653, Road vehicles - Degrees of protection (IP-Code) - Protection of electrical equipment against foreign objects, water and access (Транспорт дорожный. Степени защиты (IP-сode). Защита электрооборудования от посторонних объектов, воды и доступа)

IEC 60068-2-27, Environmental testing - Part 2-27: Tests - Test Ea and guidance: Shock (Испытания на воздействие внешних факторов. Часть 2-27. Испытания. Испытание Еа и руководство: Удар)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Примечание - В отдельных определениях к терминам приведены выделенные курсивным шрифтом термины со ссылками на пункты настоящего раздела (например 3.2).

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.

3.1 автобус (тип транспортного средства) [bus (vehicle type)]: Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки пассажиров, с числом посадочных мест более восьми, за исключением места водителя, и максимальной массой, превышающей 5 т.

3.2 емкость (capacity): Общее количество ампер-часов, которое может быть отдано полностью заряженной СНЭП (3.22) в определенных условиях работы.

3.3 зазор (clearance): Кратчайшее расстояние по воздуху между двумя проводящими частями (3.4).

[МЭК 60664-1:2007, статья 3.2]

3.4 проводящая часть (conductive part): Часть, которая способна проводить электрический ток.

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-01-06]

3.5 длина пути утечки (creepage distance): Кратчайшее расстояние вдоль поверхности твердого изоляционного материала между двумя проводящими частями (3.4).

[IEC 60050-151:2001/AMD1:2013, статья 151-15-50]

3.6 заказчик (customer): Сторона, заинтересованная в использовании подсистемы СНЭП (3.22) или СНЭП (3.24) и, следовательно, размещающая заказы или проводящая испытания.

Пример - Изготовители автомобилей.

[ISO PAS 19295:2016, модифицированный - слова "компонент или система напряжения класса В" заменены на "подсистемами СНЭП или СНЭП и, следовательно, размещает заказы или выполняет испытания", дополнен примером.]

3.7 электрическое шасси (electric chassis): Электрически соединенные проводящие части (3.4) транспортного средства, потенциал которых берут в качестве точки отсчета.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.12]

3.8 электропривод (electric drive): Комбинация тягового двигателя, силовой электроники и связанных с ними элементов управления для преобразования электрической энергии в механическую и наоборот.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.13]

3.9 транспортное средство на электрической тяге (electrically propelled vehicle): Транспортное средство с одним или несколькими электроприводами (3.8), приводящими его в движение.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.15]

3.10 взрыв (explosion): Внезапное выделение энергии, достаточное для того, чтобы вызвать волны давления и/или обломки, которые могут нанести ущерб окружающей среде.

3.11 легковоспламеняющийся электролит (flammable electrolyte): Электролит с температурой вспышки не более 93°С.

Примечание - Определение температуры вспышки основано на ИСО 2592.

3.12 тяжелый грузовик (heavy-duty truck): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки грузов, с максимальной массой более 12 т.

3.13 сопротивление изоляции; изоляционное сопротивление (isolation resistance, insulation resistance): Сопротивление между токоведущими частями (3.16) электрической цепи и электрическим шасси (3.7), а также другими электрическими цепями, изолированными от этой электрической цепи.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.23]

3.14 система контроля сопротивления изоляции (insulation-resistance monitoring system): Система, обеспечивающая периодический или непрерывный контроль сопротивления изоляции (3.13) между токоведущими частями (3.16) и электрическим шасси (3.7).

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.24]

3.15 утечка (leakage): Утечка жидкости или газа, за исключением стравливания давления (3.28).

3.16 токоведущая часть (live part): Проводник или проводящая часть (3.4), предназначенная для питания при нормальном использовании [по соглашению - не электрическое шасси (3.7)].

[МЭК 60050-195:1998, статья 195-02-19, модифицированный, исключены слова "включая нулевой провод"; слова "провод PEN, или провод PEM, или провод PEL" заменены на "электрическое шасси"]

3.17 максимальная рабочая температура (maximum operating temperature): Максимальное значение температуры, при которой системы/компоненты могут работать продолжительно.

3.18 максимальное рабочее напряжение (maximum working voltage): Наибольшее значение переменного напряжения (среднеквадратическое значение) или постоянного напряжения (без учета переходных процессов и пульсации), которое может возникнуть при любых нормальных условиях эксплуатации в соответствии с техническими условиями изготовителя.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.26]

3.19 среднетоннажный грузовик (medium-duty truck): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 т, но не более 12 т.

3.20 автобус малого класса (midi bus): Транспортное средство, спроектированное и изготовленное для перевозки пассажиров, с числом посадочных мест более восьми, за исключением места водителя, и максимальной массой, не превышающей 5 т.

3.21 защита от сверхтока (overcurrent protection): Защита, предназначенная для обеспечения работы при превышении заданного значения тока.

[МЭК 60050-448:1995, статья 448-14-26]

3.22 перезаряжаемая система накопления энергии; СНЭП (rechargeable energy storage system, RESS): Перезаряжаемая система, которая накапливает электрическую энергию с последующей отдачей для питания электропривода (3.8).

Пример - Аккумуляторные батареи, конденсаторы, маховики.

3.23 блок управления СНЭП (RESS control unit): Электронное устройство, управляющее функциями СНЭП (3.22) и обеспечивающее связь между СНЭП (3.22) и другими контроллерами транспортного средства.

Пример - Блок управления аккумулятором.

3.24 подсистема СНЭП (RESS subsystem): Любая сборка компонентов СНЭП (3.22), которая накапливает энергию.

3.25 разрыв (rupture): Потеря механической целостности оболочки, в результате чего отверстия не соответствуют степени защиты IPXXB в соответствии с ИСО 20653.

Примечание - Предусмотренные конструкцией отверстия для стравливания не считают разрывом.

3.26 степень заряженности; СЗ (state of charge; SOC): Доступная емкость (3.2) СНЭП (3.22) или подсистемы СНЭП (3.24), выраженная в процентах от нормированной емкости (3.2).

3.27 поставщик (supplier): Сторона, предоставляющая СНЭП (3.22) или подсистему СНЭП (3.24).

Пример - Изготовитель СНЭП.

[ISO/PAS 19295:2016, модифицированный - слова "компонент или система класса напряжения В" заменены на "подсистемой СНЭП или СНЭП", дополнен примером]

3.28 стравливание (venting): Сброс избыточного давления, предусмотренный конструкцией.

3.29 класс напряжения (voltage class): Классификация электрических компонентов цепи в соответствии с их максимальным рабочим напряжением (3.18).

Примечание - Классификация по классам напряжения A, В и В2 соответствует ИСО 6469-3:2018.

[ИСО 6469-3:2018, статья 3.36, изменено - добавлено примечание]

3.30 глубина воды w (water depth, w): Уровень глубины воды, до которого ТС (например, автомобиль) возможно использовать в соответствии со спецификацией изготовителя автомобиля.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».