МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 мая 2023 года N 196

О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184



В соответствии с подпунктами 2, 2.1, 4 пункта 1 статьи 8, пунктом 1 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360, пунктом 1 и подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395,

приказываю:

1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.".

2. Внести изменения в Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Министр
В.Г.Савельев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

2 июня 2023 года,

регистрационный N 73718

Приложение
к приказу Минтранса России
от 29 мая 2023 года N 196



Изменения, вносимые в Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184



1. В подпункте "b" пункта 21.4 слово "устанавливается" заменить словом "подтверждается".

2. В пункте 21.4А:

а) в подпункте "a":

в подпункте "5" слово "(квалификационных)" исключить;

подпункт "6" после слов "настоящими Правилами" дополнить словами "и нормами летной годности";

подпункты "7" и "8" признать утратившими силу;

в подпункте "9" слово "(Квалификационного)" исключить;

подпункт "10" признать утратившим силу;

б) в подпункте "b":

подпункт "7" после слова "экспертиза" дополнить словами "и утверждение";

подпункт "10" после слова "Правилами" дополнить словами "и нормами летной годности";

дополнить подпунктами "15", "16", "17" следующего содержания:

"(15) экспертиза и утверждение документа, содержащего информацию о конструкции, квалификационном базисе комплектующего изделия, его характеристиках, диапазоне внешних условий и эксплуатационных ограничений, в пределах которых обеспечиваются характеристики комплектующего изделия (далее - Декларация о конструкции и характеристиках);

(16) экспертиза технических условий ВС, БАС, АД, ВВ;

(17) участие в сертификационных испытаниях.".

3. В пункте 21.20С:

а) подпункт "c" изложить в следующей редакции:

"(c) Протокол технических совещаний согласовывается в организации Заявителя и Авиарегистром.";

б) подпункт "d" признать утратившим силу.

4. В пункте 21.23А:

а) в подпункте "b":

в подпункте "1" слова "с Независимой инспекцией в организации Заявителя" заменить словами "Авиарегистром";

в подпункте "3" слова ", согласованные с Независимой инспекцией в организации Заявителя" исключить;

б) подпункт "f" признать утратившим силу.

5. В пункте 21.24:

а) в подпункте "5" слова "в объеме не менее 50 летных часов" исключить;

б) абзац второй подпункта "7" признать утратившим силу;

в) дополнить подпунктами "8", "9" следующего содержания:

"(8) По решению Заявителя в Программе сертификационных работ БАС, БВС методом определения соответствия может быть определен анализ опыта эксплуатации, при котором подтверждение соответствия осуществляется на основании анализа результатов ранее проведенных Заявителем работ (в том числе, выполненного налета БВС), подтверждаемых Заявителем документально.

(9) Для БАС, которые заявлены для выдачи сертификата типа ограниченной категории для выполнения авиационно-химических работ, воздушных съемок и иных видов работ для целей сельского хозяйства и содержащие в эксплуатационной документации эксплуатационные ограничения высоты полета не более 10 метров над поверхностью земли и запрет полетов над населенной местностью, Заявителем по согласованию с Уполномоченным органом может быть выбран декларативный метод определения соответствия, при котором подтверждение соответствия производится на основании письменного заявления Заявителя о соответствии заявляемой конструкции сертификационному базису с учетом всех заявленных условий и ограничений эксплуатации.".

6. В пункте 21.26:

а) в подпункте "a":

подпункт "1" изложить в следующей редакции:

"(1) АД, ВД, ВВ, оборудование управления и контроля БАС (далее - компоненты I класса) сертифицируются в соответствии с процедурами, установленными пунктами 21.28 и 21.29 Правил, с выдачей Уполномоченным органом Сертификатов типа. Для БАС с легким БВС (если ВС и БВС не предназначено для пассажирских перевозок) по заявлению разработчика и на основании решения Уполномоченного органа допускается сертификация АД, ВВ, оборудования управления и контроля БАС в составе ВС или БАС;";

подпункт "3" изложить в следующей редакции:

"(3) изделия, представляющие собой составную часть (блок, модуль, сборочную единицу, деталь, ВД), предназначенные для применения в составе ВС, компонентов I или II класса, оказывающие существенное влияние на лётную годность изделия (далее - компоненты III класса категории А), проходят обязательную квалификацию в соответствии с процедурами, установленными Разделом "О" Правил, с выдачей Уполномоченным органом Свидетельства о годности КИ.

На ранее разработанные комплектующие изделия (далее - РРКИ), которые были одобрены до введения в действие процедур получения СГКИ и одобрительного письма на комплектующие изделия категории А Уполномоченным органом выдается Одобрение на установку по процедуре, установленной в подпункте "b" пункта 21.26 Правил;";

подпункт "4" изложить в следующей редакции:

"(4) компоненты, не относящиеся к указанным в подпунктах "1"-"3" подпункта "а" настоящего пункта Правил, а также не оказывающие существенного влияния на лётную годность изделия (далее - компоненты III класса категории Б), подлежат одобрению Разработчиком изделия, на которое устанавливаются компоненты по процедуре, действующей в организации, или разработчиком модификации по процедуре, действующей в организации.";

дополнить подпунктом "5" следующего содержания:

"(5) изделия, изготовленные в соответствии с открыто опубликованным международным, межгосударственным, национальным стандартом, содержащим требования к конструкции или характеристикам изделия, его изготовлению, испытаниям, а также критерии приемки изделия, требованиями к его унифицированной идентификации, отражающей соответствие изготовленного изделия действующему в отношении него стандарту (далее - стандартные изделия), могут быть применены в составе типовой конструкции, если для соответствующей типовой конструкции подтверждено соответствие применимым требованиям сертификационного базиса.";

б) подпункт "b" изложить в следующей редакции:

"(b) Заявка на получение Одобрения на установку РРКИ подается в Уполномоченный орган Разработчиком.

К Заявке прилагаются:

документ об утверждении типовой конструкции КИ, оформленный в соответствии с порядком, действовавшим на время проведения испытаний РРКИ, или проект Декларации о конструкции и характеристиках;

акт СИ, содержащий выводы о работоспособности РРКИ в составе изделия.

На основании рассмотрения представленных материалов Авиарегистр утверждает проект ДКХ, Уполномоченный орган выдает Одобрение на установку РРКИ.";

в) дополнить подпунктом "e" следующего содержания:

"(e) Держатель сертификата типа или разработчик модификации типовой конструкции в соответствии с процедурами разделов "D" или "E" Правил может вносить изменения в конструкцию применяемого комплектующего изделия, в документы, разрешающие применение комплектующего изделия в составе сертифицированной типовой конструкции, в эксплуатационную документацию и перечни комплектующих изделий, изданные им, или обращаться в Уполномоченный орган за изменением ранее изданных Уполномоченным органом документов, разрешающих применение компонентов III класса категории А, с указанием, при необходимости, в дополнение к исходному разработчику комплектующего изделия альтернативной организации, которая будет выполнять модификации комплектующего изделия.

Привлечение для модификации комплектующего изделия альтернативной организации осуществляется Держателем сертификата типа или разработчиком модификации с обеспечением требований раздела "J" Правил. Вносимые в комплектующее изделие привлеченной организацией изменения должны быть рассмотрены Держателем сертификата типа или разработчиком модификации сертифицированного типа в соответствии с процедурами разделов "D" или "E" Правил. Внесение изменений в конструкцию комплектующего изделия осуществляется путем издания дополнений к эксплуатационной документации исходного разработчика комплектующего изделия.".

7. В пункте 21.29:

а) подпункт "c" изложить в следующей редакции:

"(c) Программы СИ разрабатываются Заявителем. Авиарегистр проводит экспертизу Программ СИ, в случае необходимости привлекая Сертификационные центры для экспертных заключений. Программы СИ утверждаются Авиарегистром.";

б) в подпункте "е" слова "Уполномоченным органом" заменить словом "Авиарегистром".

8. В пункте 21.93:

а) в подпункте "b":

подпункт "1" изложить в следующей редакции:

"(1) Программа сертификационных работ на получение Одобрения главного изменения (далее - ОГИ), включающая в себя:

перечень требований к летной годности и охране окружающей среды, соответствие которым должно быть установлено по результатам дополнительных сертификационных работ;

техническое описание главного изменения;";

в подпункте "2" слова "Одобрения главного изменения (далее - ОГИ)" заменить словом "ОГИ";

б) подпункт "c" изложить в следующей редакции:

"(c) Уполномоченный орган уведомляет Держателя сертификата типа о принятии Заявки и направлении в Авиарегистр для организации дополнительных сертификационных работ.".

9. В пункте 21.112 В:

абзац второй подпункта "4" подпункта "b" признать утратившим силу;

подпункт "c" признать утратившим силу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»