ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2015 года N 28

Об Основных направлениях экономического развития Евразийского экономического союза



Высший Евразийский экономический совет

решил:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления экономического развития Евразийского экономического союза (далее - Основные направления).

2. Рекомендовать правительствам, национальным (центральным) банкам государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) учитывать Основные направления при проведении макроэкономической политики.

3. Евразийской экономической комиссии совместно с государствами-членами подготовить предложения по определению сфер экономики, обладающих интеграционным потенциалом, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также мер, направленных на его использование.

4. Евразийской экономической комиссии проводить мониторинг показателей и уровня развития экономик государств-членов, показателей степени их интеграции с учетом Основных направлений.

Члены Высшего Евразийского
экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Кыргызской Республики

От Российской Федерации

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 16 октября 2015 года N 28

     

Основные направления экономического развития Евразийского экономического союза

I. Общие положения


Настоящий документ носит рекомендательный характер и определяет перспективные направления социально-экономического развития, к реализации которых стремятся государства - члены Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) за счет использования интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ государств-членов в целях получения каждым государством-членом дополнительного экономического эффекта.

Настоящий документ взаимосвязан с отраслевыми (секторальными) программными документами, предусмотренными Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).

Настоящий документ предусматривает реализацию основных направлений экономического развития Союза (далее - основные направления) в период до 2030 года с учетом возможности изменения состава Союза и, соответственно, потенциальных интеграционных эффектов от сотрудничества государств-членов.

II. Определения


Для целей настоящего документа используемые понятия означают следующее:

"дополнительный экономический эффект" - улучшение и (или) стабильность значений показателей, характеризующих состояние экономики государства-члена, ее развитие и устойчивость, достигаемые за счет реализации интеграционных мер и действий;

"интеграционные действия" - действия, направленные на реализацию интеграционных мер;

"интеграционные меры" - совместная (скоординированная, согласованная) деятельность заинтересованных субъектов;

"интеграционный потенциал Союза" - совокупность возможностей, которые возникают в результате интеграционных процессов и использование которых способствует получению государствами-членами дополнительных экономических эффектов;

"конкурентные преимущества государства-члена" - совокупность условий и факторов, настоящих или будущих, которые обеспечивают опережающее развитие экономики государства-члена и использование которых возможно в интересах государств-членов и Союза в целом;

"конкурентные преимущества Союза" - совокупность конкурентных преимуществ государств-членов, которые могут быть использованы для достижения цели экономического развития Союза;

"направления экономического развития" - направления, которые характеризуют конкурентоспособность экономик государств-членов и Союза в целом и интеграционное сотрудничество в которых экономически целесообразно;

"сферы экономик, обладающие интеграционным потенциалом" - отрасли, виды деятельности, сектора экономики (в том числе определяемые в документах, разработка которых предусмотрена Договором о Союзе), интеграционные меры и действия в которых будут способствовать реализации и (или) увеличению их экономического потенциала и (или) создадут значительные положительные мультипликативные эффекты для других сфер экономик государств-членов.

Иные понятия, используемые в настоящем документе, применяются в значениях, определенных Договором о Союзе.

III. Вызовы и риски экономического развития государств-членов и Союза в целом


Союз начал функционировать в период, когда в мире происходят существенные изменения экономических процессов, влияющие на перераспределение факторов экономического развития между странами и континентами, возникновение новых центров экономического развития, в частности в Азии и Южной Америке. В этих условиях меняется технология принятия глобальных решений.

Одновременно государства-члены сталкиваются и будут сталкиваться в перспективе со следующими глобальными вызовами:

усиление глобальной конкуренции, сокращение товарных и географических рынков для эффективного позиционирования государств-членов в мировой экономике, неблагоприятная внешняя конъюнктура;

взаимное усиление нескольких негативных трендов, связанных с развитием социально-демографических процессов, в том числе с изменением возрастной структуры и численности населения, баланса рабочей силы;

высокая значимость технологического развития как источника рисков и как фактора появления возможностей для развития экономик;

постепенное исчерпание существующих конкурентных преимуществ государств-членов (прежде всего связанных с сырьевой ориентацией экономик) и необходимость формирования новых преимуществ.

Кроме того, сохраняются традиционные факторы негативного влияния на экономики государств-членов, и по-прежнему сильны риски распространения кризисных явлений, что может ставить под угрозу устойчивое экономическое развитие государств-членов.

Несмотря на существующие мировые вызовы и тенденции, а также внутренние ограничения для экономического прогресса, государства-члены проводят активную политику по формированию и усилению своего экономического потенциала и реализуют национальные долгосрочные стратегии дальнейшего развития.

Членство в Союзе выступает фактором обеспечения дополнительной устойчивости и развития экономик государств-членов и одновременно является ответом на указанные вызовы благодаря интеграционным мерам и действиям.

IV. Цель и задачи экономического развития Союза


Цель экономического развития Союза в долгосрочном периоде заключается в содействии достижению и поддержанию качественного и устойчивого экономического роста государств-членов и Союза в целом за счет реализации их конкурентных преимуществ.

Реалистичность достижения указанной цели в Союзе определяется следующими предпосылками.

Во-первых, общие долгосрочные ориентиры экономической политики государств-членов (поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности экономик государств-членов) определяют возможность реализации широкого комплекса интеграционных мер и действий (в том числе структурных) по всем направлениям развития. Их реализация позволит приблизиться к достижению национальных целевых ориентиров в тех случаях, когда эти ориентиры не противоречат интересам других государств-членов, выполнять стоящие перед государствами-членами задачи с большей эффективностью и обеспечить новые источники роста и развития экономик. Различия в национальных приоритетах развития создают основу для взаимодополняемости экономик государств-членов.

Во-вторых, интеграционные процессы способствуют формированию общего (единого) рынка посредством дополняющих друг друга механизмов: обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (в том числе путем сокращения изъятий, ограничений и барьеров), проведения скоординированной (согласованной, единой) политики, не противоречащей положениям Договора о Союзе.

В-третьих, большим интеграционным потенциалом обладают сферы экономик, обеспечивающие мультипликативный эффект, а также новые направления и сферы, которые будут развиваться с учетом вызовов нового технологического уклада. Также дополнительное развитие получат практически все сферы экономик государств-членов, для которых имеет значение масштаб рынка.

В-четвертых, участие государств-членов в интеграционных процессах осуществляется в том числе в целях либерализации условий доступа продукции государств-членов на мировой рынок и улучшения предпринимательского климата для привлечения инвестиций. Существующие конкурентные преимущества Союза (размер территории, масштабы рынка, природные ресурсы, транзитный потенциал, социально-культурный фактор) смогут обеспечить высокую привлекательность экономик государств-членов для иностранных и национальных инвесторов с учетом потенциальных интеграционных проектов.

Достижение указанной цели в условиях существующих вызовов и возможностей обеспечит совместное решение следующих задач:

содействие достижению национальных долгосрочных и среднесрочных целей по повышению устойчивости и конкурентоспособности экономик государств-членов;

формирование дополнительных источников экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ государств-членов и Союза;

повышение взаимной открытости и значимости экономик государств-членов посредством сокращения изъятий, ограничений и барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

содействие усилению позиций государств-членов на рынке третьих стран и в международных организациях.

Достижение указанной цели и решение поставленных задач будет обеспечено за счет реализации интеграционных мер и действий по основным направлениям, указанным в разделе V настоящего документа, в сферах экономики, обладающих интеграционным потенциалом, критерии определения которых предусмотрены разделом VI настоящего документа.

V. Основные направления экономического развития

1. Обеспечение макроэкономической устойчивости


Обеспечение макроэкономической устойчивости является задачей как краткосрочного, так и долгосрочного периода. Меры, инструменты и механизмы решения этой задачи должны быть адаптивными к меняющимся условиям. С другой стороны, они должны стать условием долгосрочного развития, не противоречить другим стратегическим задачам.

Достижение макроэкономической устойчивости обеспечит стабильность макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов, предсказуемость проводимой экономической политики, даст представление о наличии у государств-членов достаточных ресурсов и инструментов для своевременного реагирования на возникающие дисбалансы.

Реализация указанного направления посредством соблюдения макроэкономических показателей, предусмотренных Договором о Союзе, предупреждения макроэкономических дисбалансов, совершенствования аппарата макроэкономического анализа и прогнозирования, оценки эффектов взаимного влияния может дополняться разработкой согласованных антициклических и стимулирующих мер.

Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать, в частности, развитию и повышению технологического уровня и диверсификации национального производства и экспорта, поддержанию устойчивого состояния платежных балансов и достаточного уровня сбережений в экономике государств-членов, снижению и поддержанию на стабильно низком уровне внешней задолженности государств-членов.

2. Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности


Современные тенденции мировой экономики, характеризующиеся сохранением рисков и неопределенностей глобального развития, высокой волатильностью важнейших товарных рынков, дальнейшим усилением международной конкуренции и ограничений доступа на рынки, актуализируют для государств-членов задачу стимулирования внутренней деловой активности и спроса на продукцию государств-членов.

Формирование единого экономического пространства, привлекательного для инвестиций и развития бизнеса, может быть обеспечено в том числе путем реализации интеграционных мер и действий в целях формирования благоприятной среды для взаимодействия между хозяйствующими субъектами государств-членов, содействия участию хозяйствующих субъектов в инвестиционных форумах и ярмарках, выявления и сокращения избыточного регулирования предпринимательской деятельности, создающего дополнительные издержки хозяйствующих субъектов на организацию и ведение предпринимательской деятельности на территориях государств-членов, повышения эффективности и снижения издержек при реализации уполномоченными органами государств-членов государственных функций и предоставлении государственных услуг, повышения уровня информационного обеспечения хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов (в том числе из третьих стран).

Интеграционными инструментами являются обеспечение информационного взаимодействия в рамках национальных механизмов "единого окна" во внешнеэкономической деятельности государств-членов и проведение скоординированной политики развития этих механизмов, что будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Реализация указанного направления будет сопровождаться сокращением изъятий, ограничений и барьеров для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, развитием конкуренции на трансграничных рынках Союза, созданием иных необходимых правовых, институциональных и финансовых условий.

3. Инновационное развитие и модернизация экономики


В современных условиях экономический рост развитых стран обеспечивается уровнем научно-технического потенциала и достижениями наукоемких отраслей.

Изменение основных показателей инновационного развития государств-членов демонстрирует положительную динамику, однако темпы роста являются недостаточными для усиления в перспективе позиций Союза в мировой экономике. Государства-члены имеют низкий показатель доли высокотехнологичного экспорта в валовом внутреннем продукте и при этом обладают значительным конкурентным научным и производственным потенциалом в ряде отраслей.

Сотрудничество государств-членов по реализации указанного направления должно способствовать ускорению реализации национальных планов (программ, стратегий, концепций) в части формирования условий для инновационных структурных сдвигов (включая вопросы модернизации экономик государств-членов, коммерциализации научных разработок), росту объемов производства и экспорта инновационной продукции и технологий, опережающему увеличению производительности труда, повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в инновационной продукции, в том числе произведенной в государствах-членах, увеличению инвестиций в высокотехнологические сектора экономики и масштабов отдачи от таких инвестиций.

При реализации указанного направления посредством создания необходимых правовых, институциональных, финансовых условий для инновационного развития и модернизации экономик следует учитывать мировую практику, свидетельствующую о том, что интеграционные меры и действия могут способствовать активному участию государств-членов в становлении нового технологического уклада, экономически выгодной разработке и внедрению инноваций на совместной основе, трансферу технологий из развитых стран для совместного использования внутри интеграционного объединения с экономией бюджетных средств и использованием научно-технологического потенциала государств-членов на взаимовыгодной основе.

4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза


В долгосрочной перспективе в мировой финансовой системе будет происходить ужесточение регулирования деятельности финансовых организаций в целях минимизации системных рисков и обеспечения финансовой стабильности на основе международных стандартов и наилучших мировых практик. В этих условиях возникают риски сокращения числа участников финансового рынка и усложнения доступа к финансовым ресурсам для инвесторов.

Сотрудничество государств-членов в валютно-финансовой сфере, осуществляемое путем скоординированного регулирования в сфере финансовых рынков, проведения согласованной валютной политики, формирования интегрированного биржевого пространства, в том числе путем расширения взаимного допуска участников финансового рынка (включая обеспечение прямого доступа инвесторов и профессиональных участников к финансовым рынкам государств-членов), совершенствования регулирования инфраструктуры рынка ценных бумаг (в том числе в части учета прав на ценные бумаги), проведения расчетов на финансовом рынке государств-членов, имеет ключевое значение.

Одним из инструментов сотрудничества государств-членов может стать создание интегрированного рынка биржевых товаров, призванного обеспечить равный и конкурентный доступ участников к товарным рынкам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»