Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 декабря 2016 года N ГД-4-14/25209

[О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2016)]

Федеральная налоговая служба в целях формирования положительной судебной практики направляет "Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2016)" (далее - Обзор).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести данное письмо и прилагаемый к нему Обзор до нижестоящих территориальных органов ФНС России для руководства и применения в работе.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Д.Ю.Григоренко

     

     

     

     

          Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2016)

     

Содержание

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

1.1. В связи с тем, что представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001 было составлено с нарушением пункта 5.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

1.2. При рассмотрении спора о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица суды указали, что в силу установленного пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка государственной регистрации изменений адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, заявитель должен был надлежаще заполнить заявление по установленной форме N Р14001, а именно в листе Б заполнить только пункты 1-5, а также представить документы, подтверждающие принятие решения об изменении нахождения юридического лица, и не ранее двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц указанных сведений заявитель должен был заявить о смене адреса и представить документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

1.3. Из смысла статьи 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что в обществе с ограниченной ответственностью, состоящем из одного участника, общие собрания участников общества не проводятся, а вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания участников общества, решаются одним участником. Поскольку требование о нотариальном удостоверении, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится к оформлению решения общего собрания участников общества, на решение единственного участника общества оно не распространяется.

1.4. Несоответствие представленного в регистрирующий орган решения об учреждении общества с ограниченной ответственностью положениям пункта 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации позволило судам сделать вывод о правомерности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

1.5. Ввиду того, что представленные заявителем в подтверждение достоверности сведений ликвидационного баланса доказательства регистрирующим органом оспорены не были, суды признали незаконным решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

1.6. Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемых юридических лиц, суды исходили из того, что принятие решения о государственной регистрации прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью ранее истечения тридцатидневного срока с даты последней публикации сообщения о реорганизации общества влечет нарушение прав кредиторов данного общества, а именно невозможность предъявления ими требований к должнику о досрочном исполнении обязательств или возмещения убытков в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

1.7. Учитывая, что в наименовании общества, указанном в уставе, имеется текстовое разграничение двух словесно-синтаксических основ заглавными буквами "Р" и "О" (РостОйл), и в русском языке имеется значительное количество слов, начинающихся на "рос", но не являющихся производными от слов "Российская Федерация" или "Россия", суды пришли к выводу, что фирменное наименование общества по своему лексическому и синтаксическому значению является целостным, самостоятельным сложнозаимствованным словом, которое согласно правилам русского языка образовано путем соединения двух слов "Рост" (увеличение организма или отдельных его участков в процессе развития), и "Ойл", заимствованного из английского языка (Oil в переводе с английского языка - нефть, масло, нефтяной, масленичный). Наименование общества не является производным от слов "Российская Федерация" или "Россия", а связано с хозяйственной деятельностью общества.

1.8. Поскольку оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица было отменено вышестоящим регистрирующим органом, и регистрирующим органом в установленном порядке были зарегистрированы изменения, вносимые в учредительные документы заявителя, суды пришли к выводу о недоказанности заявителем нарушения оспариваемым решением его прав и законных интересов.

2. По вопросу оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

2.1. Из содержания положений пункта 18 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что надлежащим способом защиты в случае перехода доли или части доли в уставном капитале с нарушением порядка получения согласия участников общества является предъявление требования о передаче доли или части доли обществу, а не требование о признании недействительным решения регистрирующего органа, на основании которого в ЕГРЮЛ были внесены сведения о переходе доли к третьим лицам.

2.2. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и установив факт того, что заявитель после отклонения требований ликвидатором не обращался в суд с соответствующим иском в порядке статей 64, 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что представленные для государственной регистрации ликвидации юридического лица документы содержат достоверную информацию. При этом судом кассационной инстанции было отмечено, что заявитель заблаговременно и в установленном порядке был извещен о начале процедуры ликвидации рассматриваемой организации и имел возможность урегулировать возникшие разногласия.

2.3. Регистрирующий орган не наделен правом по собственной инициативе вносить в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника вследствие признания его несостоятельным (банкротом) является поступившее в регистрирующий орган из арбитражного суда определение о завершении конкурсного производства.

2.4. С учетом того, что вышестоящий регистрирующий орган, отменяя решение регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица, действовал в пределах предоставленных полномочий в соответствии с положениями статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а оспариваемые действия регистрирующего органа по внесению записей в Единый государственный реестр юридических лиц записей направлены на исполнение указанного решения вышестоящего регистрирующего органа, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании незаконными соответствующих действий регистрирующего органа.

2.5. Установив, что заявителем не доказано наличие совокупности условий для признания решения о государственной регистрации и записи недействительными, суды, руководствуясь положениями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказали в удовлетворении заявленных требований.

3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.1. Неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом Российской Федерации при проверке конституционности норм статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" еще до принятия регистрирующим органом оспариваемого решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и совершения оспариваемых действий по внесению записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в связи с его исключением из ЕГРЮЛ, явилось основание для отмены судом кассационной инстанции судебных актов судов первой и апелляционной инстанций и признания незаконными соответствующих решения и действий регистрирующего органа.

3.2. С учетом того, что на момент внесения оспариваемой записи об исключении общества, отвечающего всем признакам недействующего юридического лица, из ЕГРЮЛ какая-либо процедура банкротства в рамках дела о банкротстве общества не введена, а требования кредитора обоснованными не признаны, суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции, которым была признана недействительной соответствующая запись.

1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
     


    1.1. В связи с тем, что представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001 было составлено с нарушением пункта 5.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.

По делу N А55-30828/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции об отмене решения от 18.09.2015 N 29238А об отказе в государственной регистрации, оставленного без изменения решением Управления от 18.11.2015 N 13-27/28756, и обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию изменений, внесенных в Устав Общества в соответствии с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, и приложенными к нему документами.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Общество, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым заявление Общества удовлетворить.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.09.2015 представителем общества Л.А.А. в регистрирующий орган через МАУ г.о. Самара "МФЦ" представлен пакет документов для государственной регистрации в отношении Общества.

Обществом для государственной регистрации было представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001, поданное согласно решению единственного участника от 09.09.2015 N 9 в связи с утверждением новой редакции устава общества и указанием в нем нового места нахождения общества. При этом в заявлении по форме N Р13001 на стр.001 указана причина внесения изменений путем заполнения раздела 2 "Изменения вносятся в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством Российской Федерации".

18.09.2015 Инспекцией по результатам рассмотрения заявления было принято решение N 29238А об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с приведением устава общества в соответствие с законодательством РФ, которое решением Управления от 18.11.2015 N 13-27/28756 оставлено без изменения, а жалоба Общества - без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно пункту 5.3 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в разделе 2 заявления по форме N Р13001 "Изменения вносятся в целях приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством Российской Федерации" в поле, состоящем из одного знакоместа, знак V проставляется в случае приведения устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

На основании представленного обществом заявления по форме N Р13001, заполненного с указанием вышеназванного раздела 2, в ЕГРЮЛ вносится запись с формулировкой - Внесение изменений в сведения о юридическом лиц, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с приведением устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Необходимым условием проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями действующего законодательства является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой Закона N 129-ФЗ, но и достоверность заявленной информации (положения статей 4, 17, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

При этом в заявлении, представляемом для государственной регистрации, подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

Однако, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в отношении общества 22.12.2010 уже была внесена запись за ГРН 2106318094749 "Внесение изменений в сведения о юридическом лиц, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с приведением устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании, документов, представленных для государственной регистрации заявителем Т.Е.А., соответственно, повторное внесение такого рода сведений в ЕГРЮЛ не требуется.

Довод заявителя о том, что наличие в заявлении сведений, ранее внесенных в государственный реестр, не является основанием для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку проставление одновременно в разделе 2 заявления знака "V" и отражение в листе "В" заявления сведений об адресе (месте нахождения), свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных требований, что приравнивается к его отсутствию.

Таким образом, на заявителя возложена обязанность по соблюдению требований при заполнении документов, представляемых для государственной регистрации, в том числе Заявления по форме N Р13001, на основании которого вносятся изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций о правомерности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ввиду чего оснований для признания его незаконным и удовлетворения заявления Общества не находит.

1.2. При рассмотрении спора о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица суды указали, что в силу установленного пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка государственной регистрации изменений адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, заявитель должен был надлежаще заполнить заявление по установленной форме N Р14001, а именно в листе Б заполнить только пункты 1-5, а также представить документы, подтверждающие принятие решения об изменении нахождения юридического лица, и не ранее двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц указанных сведений заявитель должен был заявить о смене адреса и представить документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

По делу N А57-9857/2016 общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции от 17.02.2016 N 1582А об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.

Заявитель, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить как не соответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Как следовало из материалов дела, 10.02.2016 Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 10.02.2016 N 1582А о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в связи со сменой адреса места нахождения юридического лица, представив следующие документы: заявление по форме N Р14001, в котором в листе Б были заполнены поля 1-7 и 9; протокол общего собрания участников юридического лица от 09.02.2016 N 3; договор аренды от 11.01.2016, свидетельство о государственной регистрации права серии 64 00 N 140694, доверенность серии 64 АА N 1662881.

По результатам рассмотрения указанного заявления и комплекта документов регистрирующим органом принято решение от 17.02.2016 N 1582А об отказе в государственной регистрации в соответствии положениями пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации).

В обоснование данного отказа регистрирующим органом указано на непредставление Обществом определенных Законом о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов, в частности, надлежаще заполненного заявления по установленной форме N Р14001.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации).

Судебными инстанциями из материалов настоящего дела установлено, что согласно представленному заявлению (форма Р14001) Общество изменило место нахождения юридического лица с муниципального образования - город Саратов на муниципальное образование - город Балаково и изменило адрес юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»