Обзор писем Минфина РФ и ФНС по общим вопросам бухгалтерского учета и налогообложения за 2018 год

ДЕКАБРЬ 2018 года

Если РСВ сдается представителем организации, то свои полномочия он должен подтвердить, указав в РСВ наименование доверенности и приложив к Расчету её копию
29.12.2018

    Письмо ФНС России от 29 декабря 2018 года N БС-4-11/25989@

Как нужно сдавать расчет по страховым взносам уполномоченным представителем налогоплательщика за 2017 год?

    Статьей 80 НК РФ определено, что РСВ сдается в налоговый орган лично или через представителя путем направления в виде почтового отправления с описью вложения, передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

На основании пункта 1.1 Порядка заполнения Расчета, утвержденного приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@, достоверность и полнота сведений, указанных в Расчете, подтверждаются плательщиком страховых взносов или представителем плательщика страховых взносов.

Согласно пункту 1 статьи 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Доверенность от имени юрлица выдается за подписью его руководителя или иного уполномоченного лица (пункт 4 статьи 185_1 Гражданского кодекса).

Исходя из положений пункта 5 статьи 80 НК РФ, при представлении Расчета уполномоченному представителю плательщика страховых взносов необходимо указать наименование документа, подтверждающего его полномочия, с приложением копии документа - доверенности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 28 приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н налоговики вправе отказать в приеме налоговой декларации (расчета) если отсутствуют документы, подтверждающие полномочия физлица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета), либо это лицо отказывается предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы.

Следовательно, если РСВ сдается представителем организации, то свои полномочия он должен подтвердить, указав в РСВ наименование доверенности и приложив к Расчету копию доверенности.


ФНС напомнила о активизации работы со злоупотреблениями налоговыми преимуществами для малого бизнеса
29.12.2018

    Письмо ФНС России от 29 декабря 2018 года N ЕД-4-2/25984

Налоговые преимущества в форме спецрежимов установлены только для малого бизнеса и по своей сути призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка.

Злоупотребления такими преимуществами нивелируют усилия государства по налоговой поддержке малого бизнеса. В целях выявления этих злоупотреблений ФНС России поручает усилить контрольно-аналитическую работу по налогоплательщикам, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика, с целью получения или сохранения права на применение спецрежима, предусматривающего пониженную по сравнению с общим режимом налогообложения налоговую (фискальную) нагрузку.

Для выявлений злоупотреблений налоговыми преимуществами ФНС будет взаимодействовать с общественными организациями, объединяющими представителей малого бизнеса, уполномоченными по правам предпринимателей в регионах и бизнес-сообществом. Особое внимание будет уделяться обращениям граждан по данному вопросу.

В своей работе налоговым органам необходимо учитывать обзоры судебной практики, направленные письмами ФНС России от 11.08.2017 N СА-4-7/15895@, от 11.10.2017 N СА-4-7/20486@ и от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643, а также письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54_1 Налогового кодекса Российской Федерации".

Одновременно ФНС должна исключить предъявление необоснованных претензий к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры являются исключительным правом хозяйствующего субъекта.

При этом налогоплательщики могут в добровольном порядке уточнить свои налоговые обязательства и при наличии оснований пересчитать подлежащие уплате налоги по общей системе налогообложения без применения налоговых санкций. При таких указаниях ФНС со стороны местных ФНС возможно давление на налогоплательщиков с требованиями "добровольно уточнить свои налоговые обязательства", т.е. доплатить налоги.


ФНС сообщила об изменении в 26 регионах реквизитов банковских счетов для заполнения платежек на перечисление налогов и взносов
28.12.2018


     Письмо ФНС России от 28.12.2018 N КЧ-4-8/25936@

ФНС России сообщила, что в ряде регионов изменится номер управления федерального казначейства, и привела таблицу соответствия прежних и новых банковских счетов. Ранее об этом  ФНС сообщала на своём сайте.

С 04.02.2019 в отдельных субъектах РФ изменяются реквизиты банковских счетов, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (счет N 40101). Теперь при перечислении налоговых платежей на счета органов Федерального казначейства указанных регионов необходимо обращать особое внимание на заполнение в платежном поручении поля 17 - "Номер счета получателя средств".

С 04.02.2019 по 29.04.2019 Банком России установлен переходный период, в течение которого будут действовать оба банковских счета (планируемых к закрытию и вновь открываемых).

А вот с 30.04.2019 уже нужно будет указывать только новые реквизиты (письмо Казначейства от 13.12.2018 N 05-04-09/27053).

Напомним, что с 1 января 2019 года можно уточнять платежи даже при неправильном указании реквизитов счета органа Федерального казначейства. Ведь Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ были внесены изменения в ст.45 НК РФ, в соответствии с которыми можно подать заявление об уточнении платежа. Главное, чтобы ошибка не повлекла неперечисление налога или взносов в бюджет. Если ошибку в платежке обнаружит сам налоговый орган, то он сможет самостоятельно уточнить платеж, не дожидаясь заявления налогоплательщика.


Если налог был заплачен позже, чем положено по закону, то сумма пеней, начисленных на него, не может превышать размер недоимки по налогу
26.12.2018

    Письмо Минфина России от 26 декабря 2018 года N 03-02-10/3/ВН-59329

Как уплачиваются пени в случае уплаты причитающейся суммы налога в более поздний по сравнению с установленным налоговым законодательством срок?

Пени являются одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (пункт 1 статьи 72 НК РФ). Пени уплачиваются в случае уплаты причитающейся суммы налога в более поздний срок.

    Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" установлено, что по смыслу статьи 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 75 НК РФ сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.


Минтруд напомнил, что работодатели обязаны индексировать зарплату своим работникам
24.12.2018

    Письмо Минтруда России от 24 декабря 2018 года N 14-1/ООГ-10305

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством, а другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В настоящее время трудовое законодательство Российской Федерации не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы. Правила индексации заработной платы определяются в зависимости от источника финансирования организаций либо законами и подзаконными нормативными актами (для государственных органов), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (для других организаций).

Учитывая изложенное, индексация - увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников.

Повышение заработной платы может осуществляться как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и, соответственно, трудовым договором работников, так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату (например, увеличение оклада (доли тарифа в структуре заработной платы)).

Обеспечение повышения реального содержания заработной платы - обязанность работодателя.


ФНС разъяснила правила указания в кассовых чеках и БСО реквизита "форма расчетов"
20.12.2018

    Письмо ФНС России от 20 декабря 2018 года N ЕД-4-20/24850

    Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ внесены изменения, в том числе в пункт 1 статьи 4_7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", в части указания на кассовом чеке или бланке строгой отчетности реквизита "форма расчета", а именно: оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке.

В соответствии с изменениями указанного акта федерального законодательства приказом ФНС России от 22.10.2018 N ММВ-7-20/605@ "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@" корреспондирующие поправки были внесены в наименования тегов 1138 и 1081. И с 1 декабря 2018 года пользователям необходимо при отражении тега 1081 в кассовом чеке или БСО указывать заголовок "БЕЗНАЛИЧНЫМИ" вместо "ЭЛЕКТРОННЫМИ".

До 1 июля 2019 года ККТ в обязательном порядке применяется при безналичных расчетах только при условии использования электронных средств платежа, что по факту соответствует заголовку реквизита по тегу 1081 "ЭЛЕКТРОННЫМИ". При этом изменились только наименования тегов 1081 и 1138, но не изменились правила их отражения и условия заполнения. Например, форма расчета (как в виде тега с наименованием "ЭЛЕКТРОННЫМИ", так и наименованием "БЕЗНАЛИЧНЫМИ") указывается при поступлении денежных средств на расчетный счет пользователя.

Таким образом, пользователи могут изменить наименования реквизитов кассового чека (бланка строгой отчетности) с "ЭЛЕКТРОННЫМИ" на "БЕЗНАЛИЧНЫМИ" в срок до 1 июля 2019 года. Такое изменение может быть осуществлено одновременно при обновлении пользователем версии фискальных документов с 1.0 на 1.05, изменении ставки НДС, замены фискального накопителя и т.д.


При продаже бумажных газет и журналов в киосках кассовые чеки выбивать не нужно
17.12.2018


     Письмо Минфина России от 17 декабря 2018 года N 03-01-15/91868

     
     Письмо Минфина России от 2 августа 2018 года N 03-01-15/54568

     Письмо Минфина России от 25 июля 2018 года N 03-01-15/52308


Согласно положениям пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при продаже газет и журналов на бумажном носителе, а также при продаже в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.

Таким образом, при продаже бумажных газет и журналов вне зависимости от места реализации ККТ не применяется.

К тому же киоск - это строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца (статьи 346_27 НК РФ).



Бухгалтеры будут сдавать балансы в ГИРБО. Что это такое и какие еще нюансы нужно учесть?
13.12.2018

    Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12

    Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ и N 447-ФЗ изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности. Цель изменений - снижение административного бремени. Но сам процесс сдачи балансов изменился глобально. Поэтому Минфин и выпустил разъяснения, в чем суть изменений.

Порядок сдачи

В зависимости от вида экономической деятельности организации сдавать бухотчетность надо либо в ФНС, либо в Банк России.

Обычные организации

Все обязанные составлять бухотчетность организации, за исключением религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций, представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения (ранее - в орган государственной статистики (за исключением организаций государственного сектора и Банка России) и налоговый орган).

Теперь отчетность сдается:

форма представления - в виде электронного документа (ранее - на бумажном носителе или в виде электронного документа);

способ представления - по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России;

срок представления - не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Годовая бухгалтерская отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах представляется не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом (ранее - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным);

форматы представления - утверждаются ФНС России;

порядок представления - утверждается ФНС России (ранее - утверждался Росстатом).

Если годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то в ФНС сдается вместе с экземпляром такой отчетности аудиторское заключение о ней. Оно представляется:

- в виде электронного документа (ранее - на бумажном носителе или в виде электронного документа);

- вместе с экземпляром отчетности либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Этот порядок действует с отчетности за 2019 год.

Субъекты малого предпринимательства будут отчитываться по этим правилам с отчетности за 2020 год; за 2019 год они могут сдавать отчетность на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Банки и прочие финорганизации

Кредитные и некредитные финансовые организации, которые контролируются Банком России, ему же сдают свою годовую бухгалтерскую отчетность.

Формы, сроки и порядок представления этими организациями годовой бухгалтерской отчетности в ЦБ устанавливается соответствующим законодательством РФ и нормативными актами ЦБ. Вместе с этой отчетностью указанные организации представляют в ЦБ аудиторские заключения (если для них предусмотрен обязательный аудит).

Эти организации не отчитываются в ФНС и Росстат (ранее они были обязаны представлять свою отчетность в налоговые органы и в органы государственной статистики).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.