Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС



Ратифицирован
     Федеральным законом
от  02.05.2015 N 107-ФЗ



Пул условных валютных резервов (далее - "Пул") учреждается Федеративной Республикой Бразилия ("Бразилия"), Российской Федерацией ("Россия"), Республикой Индия ("Индия"), Китайской Народной Республикой ("Китай") и Южно-Африканской Республикой ("ЮАР") (далее именуемыми каждая в отдельности "Сторона" и в совокупности "Стороны").

Принимая во внимание договоренность Сторон об учреждении самоуправляемого пула условных валютных резервов для противодействия краткосрочному давлению на платежные балансы, оказания взаимной поддержки и дальнейшего укрепления финансовой стабильности,

учитывая взаимопонимание, достигнутое между Сторонами, о том, что Пул условных валютных резервов будет способствовать укреплению глобальной системы финансовой безопасности и дополнит существующие международные валютные и финансовые договоренности,

настоящим Договором устанавливаются следующие правила и условия функционирования Пула условных валютных резервов:

Статья 1 - Цель


Пул - это основа для предоставления поддержки для противодействия фактическому или потенциально возможному краткосрочному давлению на платежные балансы путем использования инструмента предоставления ликвидности и превентивного инструмента.

Статья 2 - Размер и индивидуальные обязательства

     

a. Первоначальная общая сумма денежных средств в Пуле условных валютных резервов составляет сто миллиардов долларов Соединенных Штатов Америки (100 млрд.долл. США), в том числе индивидуальные обязательства Сторон:

i. Китай - 41 млрд.долл. США;

ii. Бразилия - 18 млрд.долл. США;

iii. Россия - 18 млрд.долл. США;

iv. Индия - 18 млрд.долл. США;

v. ЮАР - 5 млрд.долл. США.

b. Стороны вправе в любое время обратиться с запросом о предоставлении доступа к денежным средствам Пула. До того, как одна из Сторон ("Запрашивающая сторона") сделает такой запрос и этот запрос будет принят другими Сторонами ("Предоставляющие стороны") и осуществлён через валютный своп, каждая из Сторон сохраняет в полном объеме право собственности и владения денежными средствами, которые она обязалась внести в Пул. До тех пор, пока обязательства по участию в Пуле не предполагают фактического перечисления средств, денежные средства, представляющие обязательства Сторон, остаются доступными для любого правомерного запроса.

Статья 3 - Управление и принятие решений

     

а. Управление Пулом условных валютных резервов осуществляется Советом управляющих и Постоянным комитетом.

b. В состав Совета управляющих входят Управляющий и один его заместитель, каждый из которых назначается Стороной. Управляющим должен быть министр финансов, управляющий центральным банком либо иное лицо, занимающее эквивалентную должность. Совет управляющих принимает решения на основе консенсуса и несет ответственность за принятие решений на высоком уровне и стратегических решений в отношении Пула. Настоящим Совет управляющих уполномочен:

i. пересматривать и изменять размер денежных средств, выделяемых для Пула условных валютных резервов, а также утверждать изменения в размере индивидуальных обязательств;

ii. утверждать вступление в Пул новых государств в качестве Сторон Пула;

iii. пересматривать и изменять инструменты Пула;

iv. пересматривать и изменять сроки исполнения обязательств, количество повторных заимствований, процентные ставки, спреды и размер комиссий;

v. пересматривать и изменять предварительные условия заимствований и повторных заимствований;

vi. пересматривать и изменять положения, касающиеся неуплаты и санкций;

vii. пересматривать и изменять положения, касающиеся лимитов заимствований и присвоенных Сторонам мультипликаторов;

viii. пересматривать и изменять долю заимствований, не обусловленную программой МВФ;

ix. принимать решение о создании постоянно действующего секретариата или об учреждении специального надзорного подразделения Пула;

x. утверждать свои собственные процедурные правила;

xi. пересматривать и изменять правила, касающиеся назначения и определения должностных обязанностей координатора деятельности Совета управляющих и Постоянного комитета;

xii. пересматривать и изменять порядок голосования и правила принятия решений Постоянным комитетом;

xiii. пересматривать и изменять полномочия и функции Постоянного комитета;

xiv. утверждать процедурные правила, касающиеся работы Постоянного комитета;

xv. принимать решения по любым другим вопросам, не отнесенным прямо к ведению Постоянного комитета.

c. Постоянный комитет несет ответственность за управление, а также за принятие операционных решений Пула и состоит из Директора и заместителя Директора, назначаемых каждой из Сторон; в случае отсутствия иного решения, принятого соответствующей Стороной, эти руководители назначаются из состава сотрудников центральных банков. Настоящим Постоянный комитет уполномочен:

i. готовить и представлять на рассмотрение Совета управляющих собственные процедурные правила;

ii. утверждать запросы об оказании поддержки посредством инструмента ликвидности или превентивного инструмента;

iii. утверждать обращения о повторном оказании поддержки посредством инструмента ликвидности и превентивного инструмента;

iv. утверждать операционные процедуры, связанные с использованием инструмента предоставления ликвидности и превентивного инструмента;

v. в исключительных обстоятельствах определять возможность отступления от соблюдения условий одобрения, условий гарантирования и наличия документов, предусмотренных настоящим Договором;

vi. утверждать просьбу Стороны о возврате денежных средств;

vii. принимать решения о введении санкций в случае нарушения настоящего Договора;

viii. выполнять иные функции, которые возложены на него Советом управляющих.

d. Исходя из принципиальных соображений члены Постоянного комитета стремятся к достижению консенсуса по всем вопросам. В то же время, решения Постоянного комитета, касающиеся пунктов Cii и Ciii принимаются простым большинством голосов на основании принципа взвешенного голосования Предоставляющих сторон. Решения по вопросам, относящимся к пунктам Cv, Cvii и Cvi, принимаются консенсусом Предоставляющих сторон. Все прочие решения Постоянного комитета принимаются на основе консенсуса.

e. Если решения принимаются на основании принципа взвешенного голосования, квота каждой Стороны будет определяться следующим образом: (i) 5% от общих голосов будут равномерно распределены среди всех Сторон; и (ii) оставшаяся часть распределяется между Сторонами согласно соответствующему размеру индивидуальных обязательств.

Статья 4 - Инструменты


Пул использует следующие финансовые инструменты:

i. инструмент поддержки ликвидности, используемый для оказания помощи в случае краткосрочного давления на платежный баланс;

ii. превентивный инструмент для оказания помощи в случае потенциально возможных краткосрочных проблем платежных балансов.

Статья 5 - Лимиты допуска и мультипликаторы

     

а. Доступ Сторон к денежным средствам ограничен максимальным лимитом, определяемым путем умножения индивидуального обязательства каждой Стороны на соответствующий мультипликатор, как указано ниже:

i. мультипликатор Китая - 0,5;

ii. мультипликатор Бразилии - 1;

iii. мультипликатор России - 1;

iv. мультипликатор Индии - 1;

v. мультипликатор ЮАР - 2.

b. Совокупный размер денежных средств, доступных путем использования как инструмента поддержки ликвидности, так и превентивного инструмента, не может превышать сумму максимального допуска для каждой из Сторон к денежным средствам Пула.

c. Часть денежных средств ("не связанная часть"), эквивалентная 30 процентам максимальной суммы допуска, установленной для каждой из Сторон, доступна при условии достижения согласия Предоставляющих сторон. Эта сумма будет выделена в случае выполнения Запрашивающей стороной условий, предусмотренных в Статье 14 настоящего Договора.

d. Часть денежных средств ("доля, связанная с программой Международного валютного фонда"), состоящая из оставшихся 70 процентов максимальной суммы допуска к средствам Пула, предоставляется Запрашивающей стороне только в случае, если:

i. достигнуто согласие Предоставляющих сторон о выделении денежных средств в случае выполнения Запрашивающей стороной условий Статьи 14; и

ii. имеются подтверждения факта существования действующего соглашения между Международным валютным фондом (далее "МВФ") и Запрашивающей стороной о предоставлении Международным валютным фондом финансирования Запрашивающей стороне на определенных условиях, а также о соответствии Запрашивающей стороной правилам и условиям такого соглашения.

e. Оба инструмента, упомянутые в Статье 4, имеют доли, связанные и не связанные с программой МВФ.

f. Если Запрашивающая сторона выполняет условия соглашения с МВФ, то такая Сторона вправе получить поддержку в сумме до 100 процентов своего максимального размера допуска к денежным средствам Пула в соответствии с положениями вышеизложенного пункта d настоящей статьи.

Статья 6 - Соглашение между центральными банками


С целью проведения операций с использованием инструмента ликвидности и превентивного инструмента, упомянутых в Статье 1, Центральный банк Бразилии, Центральный банк Российской Федерации, Резервный банк Индии, Народный банк Китая и Резервный Банк ЮАР заключат между собой межбанковское соглашение, в котором определят необходимые операционные процедуры и руководящие принципы.

Статья 7 - Валютные свопы


Сторона может запросить финансовую поддержку в форме одного из инструментов, упомянутых в Статье 4, согласно процедурам, установленным Постоянным комитетом в соответствии со Статьей 13 настоящего Договора. Доллары США предоставляются Запрашивающей стороне посредством проведения центральными банками Сторон валютных свопов на основе общих операционных процедур, определяемых Постоянным комитетом в соответствии с подпунктом vi пункта c Статьи 3 и соглашением между центральными банками, заключаемым согласно Статье 6.

Статья 8 - Определения


Настоящая статья устанавливает значения для следующих терминов:

"Валюта Запрашивающей стороны" - это валюта Стороны, которая обратилась с просьбой о предоставлении денежных средств посредством валютного свопа;

"Транзакция своп" - это операция между центральным банком Запрашивающей стороны и центральным банком Предоставляющей стороны, с помощью которой центральный банк Запрашивающей стороны покупает доллары США у центрального банка Предоставляющей стороны в обмен на валюту Запрашивающей стороны и обязуется впоследствии осуществить обратный выкуп Валюты Запрашивающей стороны за доллары США;

"Заимствование" - это покупка в Дату валютирования долларов США центральным банком Запрашивающей стороны;

"Несвязанное заимствование" - это заимствование центральным банком Стороны, не имеющей программы МВФ;

"Связанное с МВФ заимствование" - это заимствование центральным банком Стороны, имеющей программу МВФ;

"Операционный день" - это любой день, в течение которого рынки открыты для операций во всех финансовых центрах, используемых для проведения своповых транзакций;

"Дата сделки" Заимствования или повторного Заимствования - это дата установления курса валюты на рынке спот для заимствования или повторного Заимствования;

"Дата валютирования" Заимствования или повторного Заимствования - это дата зачисления денежных средств на счета центральных банков Запрашивающей стороной и Предоставляющих сторон. Дата валютирования является вторым Операционным днем после Даты сделки;

"Дата исполнения обязательства" по Заимствованию или повторному Заимствованию - это дата обратной покупки центральным банком Запрашивающей стороны валюты Запрашивающей стороны за доллары США. Если Дата исполнения обязательства не совпадает с операционным днем, то Датой исполнения обязательства считается следующий за нерабочим Операционный день.

Статья 9 - Координация

     

a. Сторона, председательствующая в БРИКС, координирует деятельность Совета управляющих и Постоянного комитета.

b. Координатор:

i) созывает совещания Совета управляющих и Постоянного комитета, а также председательствует на них;

ii) при необходимости координирует процесс голосования;

iii) предоставляет услуги секретариата в течение срока исполнения функций координатора;

iv) информирует Стороны о начале использования или повторного использования инструмента ликвидности или превентивного инструмента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»