ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2021 года N 1072

О федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы

(с изменениями на 26 февраля 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2022 года N 239 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.02.2022, N 0001202202280038) (вступило в силу с 1 марта 2022 года).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 4 статьи 6_1 Федерального закона "О гидрометеорологической службе" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2020 г. N 1702 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 43, ст.6795).

3. Включенные в ежегодный план проведения плановых проверок на 2021 год проверки по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 г., подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1072


Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы

(с изменениями на 26 февраля 2022 года)



1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - государственный надзор).

2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами обязательных требований к работам по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, включая:

соблюдение федеральных норм и правил в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по организации и проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы;

соблюдение порядка приобретения, хранения и использования средств активных воздействий;

соблюдение при осуществлении работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы требований, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы.

3. Объектом государственного надзора является деятельность юридических лиц по проведению работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, осуществляемая на основании лицензии.

4. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - орган государственного надзора) и ее территориальными органами.

5. Государственный надзор осуществляется:

а) заместителем руководителя органа государственного надзора - главным государственным инспектором по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, курирующим в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

б) руководителем структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора - заместителем главного государственного инспектора по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

в) заместителем руководителя структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора - старшим государственным инспектором по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по организации и осуществлению государственного надзора;

г) работниками структурного подразделения центрального аппарата органа государственного надзора - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

д) руководителями территориальных органов и их заместителями - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, курирующими в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурного подразделения территориального органа, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

е) начальниками отделов территориальных органов - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;

ж) работниками структурного подразделения территориального органа - государственными инспекторами по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.

6. Права и обязанности инспектора по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы определены статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

7. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимают должностные лица органа государственного надзора и его территориальных органов, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 5 настоящего Положения.

8. Органом государственного надзора в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках осуществления государственного надзора ведется учет объектов государственного надзора с использованием информационных систем в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

9. При осуществлении государственного надзора орган государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) высокий риск;

б) умеренный риск;

в) низкий риск.

10. Критерием отнесения объектов государственного надзора к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения обязательных требований является наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

11. Объекты государственного надзора подлежат отнесению к высокому риску при выявлении нарушения соблюдения обязательных требований в ходе последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) при наличии данных о фактическом причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и (или) после получения юридическим лицом лицензии в течение 1 календарного года.

12. Объекты государственного надзора подлежат отнесению к умеренному риску при отсутствии нарушений соблюдения обязательных требований по результатам проведенного последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия и (или) отсутствии данных о фактическом причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

13. В случае отсутствия оснований для отнесения объектов государственного надзора к категориям высокого риска и умеренного риска такие объекты государственного надзора относятся к категории низкого риска.

14. Юридические лица в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вправе подать в орган государственного надзора либо его территориальный орган заявление об изменении категории риска.

15. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

а) категория высокого риска - 1 раз в 3 года, из числа плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 31 настоящего Положения;

б) категория умеренного риска - 1 раз в 4 года, из числа плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 31 настоящего Положения.

16. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

17. При осуществлении государственного надзора могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

18. Органом государственного надзора и его территориальными органами осуществляется информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

19. Орган государственного надзора и его территориальные органы осуществляют обобщение правоприменительной практики по вопросам проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

20. Орган государственного надзора ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики готовит доклад, содержащий результаты осуществления федерального государственного надзора в сфере проведения работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (далее - доклад о правоприменительной практике), и обеспечивает публичное обсуждение доклада о правоприменительной практике.

21. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя органа государственного надзора и размещается на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

22. При наличии у органа государственного надзора и его территориальных органов сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, орган государственного надзора либо его территориальные органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

23. Юридическое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в орган государственного надзора или его территориальный орган возражение в отношении указанного предостережения.

24. В возражении указываются:

а) наименование юридического лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика юридического лица;

в) дата и номер направленного предостережения;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

25. Возражения направляются юридическим лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в орган государственного надзора или его территориальный орган, либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного надзора или его территориального органа, либо иными указанными в предостережении способами.

26. Орган государственного надзора или его территориальные органы рассматривают возражения и по итогам рассмотрения направляют ответ юридическому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.

27. Консультирование юридических лиц (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора), осуществляется уполномоченным должностным лицом органа государственного надзора по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные руководителем органа государственного надзора (его территориального органа), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- и видеозапись.

Время консультирования одного контролируемого лица (его представителя) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме не может превышать 15 минут.

28. Консультирование (в том числе письменное консультирование) осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления государственного надзора, в том числе:

предмета государственного надзора;

порядка отнесения объектов государственного надзора к категориям риска;

периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов государственного надзора в зависимости от категории риска;

состава и порядка осуществления профилактических мероприятий;

видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;

порядка обжалования решений органа государственного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц.

В случае направления контролируемым лицом запроса о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования ответ на указанный запрос направляется органом в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В случае поступления 10 и более однотипных обращений от контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальных сайтах надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом надзорного органа.

29. Профилактический визит проводится инспектором по федеральному государственному надзору за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения объектов контроля к категориям риска.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»