Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ПРИКАЗ

от 8 февраля 2022 года N 18

Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

(с изменениями на 19 января 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росфинмониторинга от 26 августа 2022 года N 182 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.09.2022, N 0001202209270006);

приказом Росфинмониторинга от 19 января 2023 года N 12 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2023, N 0001202303090004).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 8 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 209 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст.1304; 2020, N 43, ст.6804), пунктом 9 Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 16, ст.2789), пунктом 19_1 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст.3901; 2021, N 29 ст.5683), и пунктом 26 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 29, ст.5684; официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 4 февраля 2022 г., N 0001202202040058),

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 8 октября 2022 года приказом Росфинмониторинга от 26 августа 2022 года N 182. - См. предыдущую редакцию)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2. Признать утратившими силу:

приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2015 г., регистрационный N 37436);

приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 15 июня 2018 г. N 181 "О внесении изменений в приложение N 4 к Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 августа 2018 г., регистрационный N 51797);

приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу 9 сентября 2020 г. N 214 "О внесении изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 ноября 2020 г., регистрационный N 60782);

приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 октября 2020 г. N 276 "О внесении изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61922).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2022 года.

И.о. директора
Ю.Ф.Короткий



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

22 февраля 2022 года,

регистрационный N 67436


УТВЕРЖДЕНЫ
Приложение к приказу
Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от 8 февраля 2022 года N 18



Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

(с изменениями на 19 января 2023 года)



1. Положения настоящих Особенностей распространяются на:

а) лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организаторов азартных игр, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, операторов по приему платежей, коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, и операторов лотерей (далее - организации), указанных в части первой статьи 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2021, N 27, ст.5171) (далее - Федеральный закон);

б) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - индивидуальные предприниматели), указанных в части второй статьи 5 Федерального закона;

в) адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица (далее - доверительные собственники), исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда) (далее - исполнительные органы международного личного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг (далее - лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги), аудиторские организации и индивидуальных аудиторов (далее - аудиторы) (далее при совместном упоминании - лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона).

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2022 года приказом Росфинмониторинга от 26 августа 2022 года N 182. - См. предыдущую редакцию)

г) Подпункт утратил силу с 8 октября 2022 года - приказ Росфинмониторинга от 26 августа 2022 года N 182. - См. предыдущую редакцию.

2. Организации и индивидуальные предприниматели представляют информацию в Росфинмониторинг в порядке, предусмотренном Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 209. Лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, представляют информацию в Росфинмониторинг в порядке, предусмотренном Правилами передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2022 года приказом Росфинмониторинга от 26 августа 2022 года N 182. - См. предыдущую редакцию)

3. Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг следующую информацию:

а) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю;

б) о разовых операциях с денежными средствами или иным имуществом либо о совокупности операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления разовой операции и (или) совокупности операций и (или) действий клиента, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7_4 Федерального закона, - незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;"

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2023 года приказом Росфинмониторинга от 19 января 2023 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

г) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания данной проверки;

д) о фактах препятствия со стороны государства (территории), в котором (на которой) расположены филиалы и представительства, а также дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, реализации такими филиалами, представительствами и дочерними организациями положений Федерального закона - в течение 5 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующих фактов;

е) о приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7, пунктом 5 статьи 7_5 и частью четвертой статьи 8 Федерального закона операциях с денежными средствами или иным имуществом - незамедлительно в день приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2023 года приказом Росфинмониторинга от 19 января 2023 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

ж) о случаях отказа в проведении операций с денежными средствами или иным имуществом по основанию, указанному в пункте 11 статьи 7 Федерального закона, - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции;

з) о предусмотренном абзацем вторым пункта 13 статьи 7 Федерального закона устранении указанного в пункте 11 статьи 7 Федерального закона основания, в соответствии с которым принято решение об отказе от проведения операции с денежными средствами или иным имуществом, либо об отмене судом такого решения - не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания либо получения организацией и индивидуальным предпринимателем вступившего в законную силу соответствующего решения суда.

4. Организации федеральной почтовой связи в дополнение к информации, указанной в пункте 3 настоящих Особенностей, представляют в Росфинмониторинг информацию о почтовых переводах денежных средств, при осуществлении которых в поступившем почтовом сообщении отсутствует предусмотренная пунктом 7 статьи 7_2 Федерального закона информация о плательщике, в отношении которых у работников федеральной почтовой связи возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

5. Адвокаты, нотариусы, доверительные собственники, исполнительные органы международного личного фонда, лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, представляют в Росфинмониторинг следующую информацию:

а) о сделках или финансовых операциях, указанных в пункте 1 статьи 7_1 Федерального закона, при наличии у них любых оснований полагать, что такие сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления данной сделки или финансовой операции;

б) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение, предусмотренное пунктом 1 статьи 7_4 Федерального закона, - незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 марта 2023 года приказом Росфинмониторинга от 19 января 2023 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

6. Аудиторы представляют в Росфинмониторинг информацию о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления указанной сделки или финансовой операции.

7. Информация, указанная в пунктах 3-6 настоящих Особенностей, направляется в Росфинмониторинг в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 (далее - формализованное электронное сообщение, ФЭС).

________________

Спецификация W3C. http://www.w3.org/xml.

8. ФЭС состоит из наименования, служебной и информационной частей.

9. Описание структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС размещается на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.fedsfm.ru (далее - официальный сайт Росфинмониторинга) в разделе "Документы Росфинмониторинга".

10. Подготовка ФЭС осуществляется организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7_1 Федерального закона, с помощью программного обеспечения, размещенного в личном кабинете организации, индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, доверительного собственника, лица, оказывающего юридические или бухгалтерские услуги, и аудитора на официальном сайте Росфинмониторинга (далее - личный кабинет).

Подготовка ФЭС может осуществляться организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7_1 Федерального закона, с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом требований пунктов 7-9 настоящих Особенностей.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 октября 2022 года приказом Росфинмониторинга от 26 августа 2022 года N 182. - См. предыдущую редакцию)

11. В целях выявления операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, в отношении информации, указанной в подпункте "б" пункта 3, пункте 4, подпункте "а" пункта 5, пункте 6 настоящих Особенностей, организации, индивидуальные предприниматели, "лица, указанные в статье 7_1 Федерального закона, используют перечень признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), приведенный в приложении к настоящим Особенностям, и описание кодов данных признаков, размещенное на официальном сайте Росфинмониторинга в разделе "Документы Росфинмониторинга".

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2023 года приказом Росфинмониторинга от 19 января 2023 года N 12. - См. предыдущую редакцию)

Коды признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), включенные организациями, индивидуальными предпринимателями в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а лицами, указанными в статье 7_1 Федерального закона, - в программу выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, и представления сведений о них в Росфинмониторинг, которые разрабатываются в составе правил внутреннего контроля, используются организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в статье 7_1 Федерального закона, при формировании информационной части ФЭС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»