Неактуальный

Новое в налогообложении (обзор изменений за июнь-ноябрь 1997 года)

Налогообложение юридических лиц

В 1997 году особенно актуальной стала проблема собираемости налогов, в связи с чем усилился контроль налоговых органов за торговлей на рынках, реализацией алкогольной продукции, а также обоснованностью использования налоговых льгот.

Учитывая резко возросший поток помещаемых в средствах массовой информации рекламных объявлений, содержащих сведения о реализации продукции (выполнении работ, оказании услуг) организациями и гражданами, не стоящими на учете в налоговых органах, не уплачивающими налоги и использующими наличноденежную форму расчетов, в Письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.07.97 N АП-6-16/547 "О мерах по выявлению организаций и граждан, уклоняющихся от уплаты налогов" налоговым инспекциям предписано организовать проведение массовых проверок по вопросам соблюдения установленного порядка регистрации, полноты уплаты налогов и сборов рекламодателями.

Еще одним объектом внимания налоговых органов стали случаи перемещения через границу Российской Федерации крупных партий товаров. Приоритетным направлением борьбы с уклонением от уплаты налогов объявлена организация проверок предприятий, являющихся крупнейшими экспортерами и импортерами на территории регионов.

Тенденция сокращения числа малоэффективных налоговых льгот, наметившаяся в начале года, просматривается в постановлении Правительства Российской Федерации от 3.07.97 N 821 "О прекращении действия зоны экономического благоприятствования "Ингушетия", согласно которому, начиная с 18.07.97, прекратил действие ряд налоговых льгот, предоставленных предприятиям, зарегистрированным в этом регионе. Госналогслужба отреагировала на принятие указанного документа проверками предприятий, ранее зарегистрированных в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия", по вопросам их постановки на налоговый учет по месту фактического нахождения предприятий, а также привлечения к уплате налогов и иных обязательных платежей.

Предотвратить неправомерное использования льгот по НДС и ввозным таможенным пошлинам призвано постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.97 N 600 "Об утверждении перечня иностранных и российских юридических лиц, которые участвуют в реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Королевства Норвегия о строительстве жилья для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, выведенных из стран Балтии, и освобождаются от налогов, и о внесении дополнений в перечни иностранных и российских юридических лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства для военнослужащих из состава выведенных из Германии российских войск", вступившее в силу с 6 июня 1997 года.

Для целей обоснования налоговых льгот Государственная налоговая служба Российской Федерации составила реестр отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных Министерством науки и технологий Российской Федерации и действовавших в первом квартале 1997 года (Письмо Государственной налоговой службы от 4 июня 1997 года N СШ-6-07/419).

Предприятия-недоимщики находятся в центре внимания налоговых органов: уточняя механизм расчетов по счетам предприятий-недоимщиков, Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщила письмом от 25.08.97 N ВГ-6-12/609 об отмене абзаца второго письма от 1.10.96 N ПВ-6-12/687 "О порядке регистрации счетов недоимщиков" в связи с тем, что норма, содержащаяся в данном абзаце, действующим налоговым законодательством не установлена.

Совместное Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 3 июня 1997 года N ВП-6-10/415, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 3 июня 1997 года N ВВ-1909 "Об обращении взыскания на имущество филиалов" содержит разъяснения по вопросам обращения взыскания задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на имущество филиалов.

Арбитражная практика по вопросам налогового законодательства пополнилась новыми документами.

1. В постановлении президиума Высшего арбитражного суда от 15 апреля 1997 года N 2563/96 отмечается, что обязанность налогоплательщика по уплате налога прекращается уплатой им налога. Эта обязанность считается исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет. В противном случае имеет место недоимка.

(Письмо Государственной налоговой службы от 23 июня 1997 года N ВК-6-11/464 "Об уплате налогов в бюджет")

2. Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте доведен до сведения арбитражных судов информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.97 N 18.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/634 "Об информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.97 N 18")

3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3.06.97 N 5062/96 касается вопроса применения сбора за открытие игорного бизнеса.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/638 "Об отдельных вопросах применения сбора за открытие игорного бизнеса")

4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.97 N 713/97 посвящено вопросам налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/635 "О некоторых вопросах налогообложения предприятий с иностранными инвестициями")

5. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.97 N 3531/96 содержит решение по вопросу возмещения расходов по уплате госпошлины при удовлетворении арбитражным судом исковых требований, предъявленных к налоговым

органам.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 5.09.97 N ВК-6-11/636 "О возмещении расходов по уплате госпошлины при удовлетворении арбитражным судом исковых требований, предъявленных к налоговым органам")

6. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.97 N 4459/96 касается особенностей возмещения убытков, причиненных незаконным решением налоговых органов.

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 25 июня 1997 года N ВК-6-11/474 "О постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающегося возмещения убытков, причиненных налогоплательщику незаконным решением Государственной налоговой инспекции")

Кроме этого, опубликовано Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 1 июля 1997 года N 4584/96 о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции в части применения финансовых санкций.

Статьи Уголовного кодекса, посвященные налоговым правонарушениям, были прокомментированы в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4.07.97 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов".

(Письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.09.97 N ВЗ-6-18/654 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов").

В целом можно отметить тенденцию к ужесточению контроля со стороны налоговых органов: предприняты шаги, призванные увеличить собираемость налогов путем отмены льгот и более четкой регламентации порядка исчисления налогов.