СОГЛАШЕНИЕ*
о формировании и статусе межгосударственных
инновационных программ и проектов
в научно-технологической сфере

__________

* Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 17 января 2000 года.

____________________________________________________________________

Сдали уведомления:

Республика Беларусь                       - депонировано 22 декабря 1998 года.

____________________________________________________________________        


Правительства государств - участников настоящего Соглашения (далее - Стороны),

отмечая определяющую роль межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере в механизме реализации интересов государств - участников Содружества Независимых Государств в области научно-технологического сотрудничества,

признавая необходимость государственной поддержки совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере по межгосударственным приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий,

в целях реализации положения статьи 4 Соглашения о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения приводимые ниже термины имеют следующие значения:

"межгосударственная инновационная программа в научно-технологической сфере" - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на эффективное использование научно-технологического потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, востребованного рынком, способа его производства и/или совершенствования социального обслуживания, представляющих интерес для двух или более государств - участников настоящего Соглашения, выделивших необходимые финансовые и/или другие виды ресурсов для их реализации;

"межгосударственный инновационный проект в научно-технологической сфере" - взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс мероприятий, необходимых для достижения наиболее эффективными путями локальной задачи (проблемы). Вместе с тем проекты могут иметь самостоятельное значение, а также реализовываться в рамках конкретной межгосударственной программы как одно из программных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей;

"межгосударственные приоритетные направления науки, техники и технологий" - согласованные Сторонами тематические области развития науки, техники и технологий, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие и достижение поставленных текущих и долгосрочных взаимовыгодных для Сторон социально-экономических целей развития.

Статья 2

1. Решение об утверждении межгосударственной инновационной программы (проекта) в научно-технологической сфере (далее - межгосударственная программа /проект/) по представлению Межгосударственного экономического комитета Экономического союза (далее - МЭК) принимается правительствами государств - участников программы (проекта) и оформляется соответствующим межправительственным соглашением (решением) по каждой конкретной программе (проекту).

2. Межгосударственная программа (проект) приобретает статус межгосударственной после вступления в силу межправительственного соглашения (решения) о ее реализации.

3. Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (далее - МК НТР) совместно с органами отраслевого сотрудничества Содружества и Международной ассоциацией академий наук организует формирование межгосударственных программ (проектов).

При этом межгосударственные программы (проекты) объединяются общей целевой ориентацией, направленной на повышение качественного уровня научно-технологического и социально-экономического развития государств - участников настоящего Соглашения.

В межгосударственную программу (проект) могут вноситься изменения и дополнения с общего согласия государств - участников ее реализации в соответствии с процедурой, предусмотренной соответствующим межправительственным соглашением о ее реализации.

4. МЭК осуществляет учет и контроль сводных технико-экономических показателей межгосударственных программ (проектов), а также координирует работу по совершенствованию механизмов регулирования процессов развития научно-технологического сотрудничества.

Статья 3

1. Стороны принимают Порядок формирования и реализации межгосударственных инновационных программ и проектов в научно-технологической сфере (далее - Порядок), являющийся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

2. МК НТР руководствуется Порядком при подготовке предложений, направленных на совершенствование нормативно-методологической базы общего научно-технологического пространства.

Статья 4

В целях создания наиболее эффективной системы реализации межгосударственных программ (проектов) государства - участники настоящего Соглашения в порядке, предусмотренном их национальным законодательством, берут на себя обязательства:

содействовать обмену опытом и информацией о состоянии и развитии национальных инновационных систем в государствах участниках настоящего Соглашения;

стимулировать активность совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере, в частности, через систему налоговых, кредитных, таможенных и других льгот экономического характера, оговариваемых в соглашениях по каждой конкретной межгосударственной программе (проекту);

оказывать содействие в создании инновационной инфраструктуры, в том числе при формировании необходимых для реализации конкретных межгосударственных программ и проектов, инновационных и страховых фондов, проведении независимой экспертизы.

Статья 5

Стороны принимают меры к выработке принципов и внедрению механизмов государственной поддержки межгосударственных программ (проектов) на всех стадиях инновационного процесса, который предполагает:

проведение научных и маркетинговых исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;

создание принципиально новых видов техники и технологии;

организацию производства и обеспечение выпуска конкурентоспособного товарного продукта;

коммерческую реализацию или иной вид распространения товарного продукта.

Статья 6

Стороны рассмотрят вопрос об учреждении Межгосударственного фонда поддержки инновационной деятельности в научно-технологической сфере и организации при нем Научно-методологического центра в целях повышения результативности межгосударственных программ (проектов) за счет концентрации интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на представляющих взаимный интерес межгосударственных приоритетных направлениях развития науки, техники и технологий.

Статья 7

Процедуры ввоза, вывоза и перемещения на территориях государств - участников настоящего Соглашения материально-технических средств, обеспечивающих выполнение межгосударственных программ (проектов), осуществляются в соответствии с национальным законодательством этих государств и межгосударственными соглашениями (решениями) по программе. Решение о предоставлении права беспрепятственного и без взимания пошлин прохождение указанных процедур принимается отдельно по каждой конкретной программе (проекту).

Статья 8

1. МЭК совместно с МК НТР в трехмесячный срок после подписания настоящего Соглашения подготовит перечень действующих межгосударственных и межправительственных документов, которые не соответствуют современным условиям и требуют пересмотра, а также перечень новых нормативно-правовых актов, необходимых для реализации настоящего Соглашения.

На основании указанных перечней МЭК совместно с Научно-консультативным центром частного права разработает рекомендательные модельные проекты таких нормативно-правовых актов.

2. Стороны поручат соответствующим министерствам и ведомствам рассмотреть рекомендованные МЭК модельные проекты нормативно-правовых актов, призванных регулировать:

порядок привлечения и использования инвестиций, в том числе инвестиций третьих стран, международных организаций и благотворительных фондов, отчислений хозяйственных организаций и пожертвований в создании новой техники, технологий и материалов;

правовой статус участников совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере, включая их отношение ко вновь создаваемой интеллектуальной собственности;

правовые вопросы передачи и реализации товарной продукции, созданной в рамках совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере, возмещения возможных убытков, участия в прибылях, в том числе реинвестирования прибыли в развитие совместной инновационной деятельности;

механизмы передачи объектов интеллектуальной собственности оценки их стоимости в качестве вклада в совместную инновационную деятельность в научно-технологической сфере;

права и порядок передачи объектов интеллектуальной собственности третьим сторонам;

правовые аспекты сохранения научно-технологических секретов и другой конфиденциальной информации партнеров по совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере.

3. Разработку нормативно-правовой базы совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере Стороны проводят в тесной взаимосвязи с процессом формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность транснациональных финансово-промышленных групп, а также международных научно-исследовательских организаций и центров.

Статья 9

Стороны определят в каждом государстве орган, ответственный за координацию действий национальных органов в области совместной инновационной деятельности в научно-технологической сфере.

Статья 10

Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств, принятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами.

Статья 11

Настоящее Соглашение временно применяется со дня подписания, если это не противоречит законодательству государств - участников настоящего Соглашения, и вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, оно вступает в силу со дня сдачи ими на хранение депозитарию соответствующего уведомления.

Статья 12

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Сторон. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами, которые являются неотъемлемыми частями Соглашения и вступают в силу в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Соглашения.

Статья 13

Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон. При невозможности урегулировать спорные вопросы путем переговоров Стороны обращаются в Экономической Суд Содружества Независимых Государств или иные компетентные международные суды.

Статья 14

Настоящее Соглашение действует в течение 5 лет со дня его вступления в силу. По истечении этого срока Соглашение автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.

Статья 15

Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения. При этом каждая сторона, участвующая в реализации межгосударственных программ и проектов, имеет право на свою долю средств и имущества, а также на часть прибыли от внедрения результатов совместных работ в рамках этих программ и проектов.

Статья 16

Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.

Совершено в городе Москве 11 сентября 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.


За Правительство
 Республики Армения
 Ш.А.Караманукян

                          

За Правительство
 Республики Беларусь
 В.Д.Долголев

                           

За Правительство
 Грузии
 М.А.Чачава

                              

За Правительство
 Республики Казахстан
 М.Ж.Чайжунусов

                      

За Правительство
 Кыргызской Республики
 К.К.Нанаев

За Правительство
 Республики Молдова
 В.Г.Бобуцак

 За Правительство
   Российской Федерации
  Б.Н.Пастухов

За Правительство
 Республики Таджикистан
 А.Т.Каххаров

За Правительство
 Республики Узбекистан
 А.С.Махмудов


Приложение к Соглашению
 о формировании и статусе межгосударственных
 инновационных программ и проектов в
 научно-технологической сфере
от 11 сентября 1998 года

ПОРЯДОК
формирования и реализации межгосударственных
инновационных программ и проектов
в научно-технологической сфере

I. Основные понятия

1. Межгосударственная инновационная программа в научно-технологической сфере (далее - межгосударственная программа) включает:

содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами;

основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;

систему программных мероприятий с указанием сроков и ресурсного обеспечения программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»