СОГЛАШЕНИЕ
о всеобъемлющем политическом урегулировании
Камбоджийского  конфликта

Государства, участвующие в Парижской конференции по Камбодже, а именно Австралия, Бруней-Даруссалам, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Индия, Республика Индонезия, Камбоджа, Канада, Китайская Народная Республика, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Республика Сингапур, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Королевство Таиланд, Республика Филиппины, Французская Республика, Социалистическая Федеративная Республика Югославия и Япония,

в присутствии Генерального секретаря Организации Объединенных Наций,

стремясь сохранить, поддержать и защитить суверенитет, независимость, территориальную целостность и неприкосновенность, нейтралитет и национальное единство Камбоджи,

желая восстановить и сохранить мир в Камбодже, содействовать национальному примирению и обеспечить осуществление камбоджийским народом права на самоопределение посредством свободных и справедливых выборов,

будучи убеждены в том, что лишь всеобъемлющее политическое урегулирование камбоджийского конфликта будет справедливым и прочным и будет способствовать региональному и международному миру и безопасности,

приветствуя Рамочный документ от 28 августа 1990 года, полностью принятый камбоджийскими сторонами в качестве основы для урегулирования конфликта в Камбодже и впоследствии единогласно поддержанный в резолюции 668 (1990) Совета Безопасности от 20 сентября 1990 года и резолюции 45/3 Генеральной Ассамблеи от 15 октября 1990 года,

отмечая формирование в Джакарте 10 сентября 1990 года Высшего Национального Совета Камбоджи как уникального законного органа и источника власти в Камбодже, в котором на протяжении переходного периода будут воплощены национальный суверенитет и единство и который представляет Камбоджу за рубежом,

приветствуя единогласное избрание в Пекине 17 июля 1991 года Председателем Высшего Национального Совета Его Королевского Высочества принца Нородома Сианука,

признавая, что усилившаяся роль Организации Объединенных Наций требует создания Временного органа Организации Объединенных Наций в Камбодже (ЮНТАК), который включал бы гражданский и военный компоненты и который будет действовать при полном уважении национального суверенитета Камбоджи,

принимая к сведению заявления, сделанные по завершении встреч, состоявшихся в Джакарте 9-10 сентября 1990 года, в Париже 21-23 декабря 1990 года, в Паттайе 24-26 июня 1991 года, в Пекине 16-17 июля 1991 года, в Папайе 26-29 августа 1991 года, а также совещаний, состоявшихся в Джакарте 4-6 июня 1991 года и в Нью-Йорке 19 сентября 1991 года,

приветствуя резолюцию 717 (1991) Совета Безопасности Организации Объединенных Наций от 16 октября 1991 года по Камбодже,

признавая, что в свете недавних трагических событий в истории Камбоджи требуются специальные меры по обеспечению защиты прав человека и гарантий невозвращения к политике и практике прошлого,

договорились о нижеследующем:

Часть I

Мероприятия переходного периода

Раздел 1

Переходный период

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения переходный период начинается с момента вступления настоящего Соглашения в силу и заканчивается тогда, когда учредительная ассамблея, избранная путем свободных и справедливых выборов, организованных и удостоверенных Организацией Объединенных Наций, утвердит конституцию и преобразуется в законодательную ассамблею, после чего будет создано новое правительство.

Раздел II

Временный орган Организации Объединенных Наций в Камбодже

Статья 2

1. Подписывающие Стороны призывают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций учредить Временный орган Организации Объединенных Наций в Камбодже (далее именуемый "ЮНТАК"), включающий гражданский и военный компоненты и подотчетный непосредственно Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Для этой цели Генеральный секретарь назначит специального представителя, который будет действовать от его имени.

2. Подписывающие Стороны далее призывают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций предоставить ЮНТАК мандат, изложенный в настоящем Соглашении, и обеспечивать постоянный контроль за его осуществлением с помощью периодических докладов, предоставляемых Генеральным секретарем.

Раздел III

Высший Национальный Совет

Статья 3

Высший Национальный Совет (далее именуемый "ВНС") является уникальным законным органом и источником власти, в котором на протяжении переходного периода воплощены суверенитет, независимость и единство Камбоджи.

Статья 4

Члены ВНС привержены свободным и справедливым выборам, организуемым и проводимым Организацией Объединенных Наций, как основе для формирования нового и законного правительства.

Статья 5

ВНС на протяжении переходного периода представляет Камбоджу за рубежом и занимает место Камбоджи в Организации Объединенных Наций, специализированных учреждениях Организации Объединенных Наций и других международных институтах и на международных конференциях.

Статья 6

Настоящий ВНС делегирует Организации Объединенных Наций все полномочия, необходимые для обеспечения осуществления настоящего Соглашения, как это изложено в приложении 1.

В целях обеспечения нейтральной политической обстановки, благоприятствующей свободным и справедливым всеобщим выборам, административные учреждения, органы и ведомства, которые могли бы прямо повлиять на итоги выборов, будут поставлены под прямой надзор или контроль со стороны Организации Объединенных Наций. В этом контексте особое внимание будет уделено иностранным делам, национальной обороне, финансам, общественной безопасности и информации. Отражением важности этих вопросов является то, что ЮНТАК следует осуществлять такой контроль, который необходим для обеспечения строгого нейтралитета со стороны органов, ответственных за эти вопросы. Организация Объединенных Наций, консультируясь с ВНС, определит, какие учреждения, органы и ведомства могли бы продолжать функционировать в целях обеспечения нормальной повседневной жизни в стране.

Статья 7

Порядок взаимоотношений между ВНС, ЮНТАК и существующими административными структурами изложен в приложении 1.

Раздел IV

Вывод иностранных сил и контроль за ним

Статья 8

Сразу же после вступления настоящего Соглашения в действие всякие иностранные силы, советники и военный персонал, находящиеся в Камбодже, вместе со своим оружием, боеприпасами и снаряжением выводятся из Камбоджи и не возвращаются туда. В отношении такого вывода и невозвращения ЮНТАК осуществляет контроль в соответствии с приложением 2.

Раздел V

Прекращение огня и прекращение внешней военной помощи

Статья 9

Прекращение огня начинает действовать с момента вступления в силу настоящего Соглашения. Все силы незамедлительно осуществляют процесс разъединения и воздерживаются от всех военных действий и от всякого развертывания, передвижения и действий, которые привели бы к расширению контролируемой ими территории или могли бы вызвать возобновление боевых действий.

Подписывающие Стороны настоящим призывают Совет Безопасности Организации Объединенных Наций обратиться к Генеральному секретарю с просьбой предоставлять добрые услуги по содействию в этом процессе до того момента, как военный компонент ЮНТАК будет в состоянии осуществлять надзор, контроль и проверку в отношении этого процесса.

Статья 10

С момента вступления настоящего Соглашения в силу немедленно прекращается вся внешняя военная помощь всем камбоджийским сторонам.

Статья 11

Военные мероприятия во время переходного периода направлены на стабилизацию обстановки безопасности и установление доверия между сторонами в конфликте, с тем чтобы содействовать целям настоящего Соглашения и предотвратить опасность возобновления боевых действий.

Детально разработанные положения, касающиеся осуществления со стороны ЮНТАК надзора, проверки и контроля в отношении прекращения огня и сопутствующих мер, включая контроль за выводом иностранных сил и перегруппировкой, размещением и окончательной дислокацией всех камбоджийских сил и их вооружений в ходе переходного периода, содержатся в разделе С приложения 1 и в приложении 2.

Часть II

Выборы

Статья 12

Камбоджийский народ имеет право определить свое собственное политическое будущее посредством свободных и справедливых выборов учредительной ассамблеи, которая разработает и утвердит новую конституцию Камбоджи в соответствии со статьей 23 и преобразуется в законодательную ассамблею, которая создаст новое правительство Камбоджи. Эти выборы будут проведены под эгидой Организации Объединенных Наций в нейтральной политической обстановке при полном уважении национального суверенитета Камбоджи.

Статья 13

ЮНТАК поручаются организация и проведение этих выборов на основе положений приложения 1, раздел D, и приложения 3.

Статья 14

Все Подписывающие Стороны обязуются уважать результаты этих выборов, после того как Организация Объединенных Наций признает их свободными и справедливыми.

Часть III

Права человека

Статья 15

1. Все лица в Камбодже и все камбоджийские беженцы и перемещенные лица пользуются правами и свободами, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека и других соответствующих международных документах, касающихся прав человека.

2. С этой целью:

а) Камбоджа обязуется:

- обеспечивать уважение и соблюдение прав человека и основных свобод в Камбодже;

- поддерживать право всех камбоджийских граждан осуществлять их деятельность по поощрению и защите прав человека и основных свобод;

- принять эффективные меры к тому, чтобы не допустить возврата к политике и практике прошлого;

- присоединиться к соответствующим международным документам в области прав человека;

b) другие Стороны, подписывающие настоящее Соглашение, обязуются развивать и поощрять уважение и соблюдение в Камбодже прав человека и основных свобод, закрепленных в соответствующих международных документах и соответствующих резолюциях Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, с тем чтобы, в частности, не допустить новых нарушений прав человека.

Статья 16

В течение переходного периода ЮНТАК обязан содействовать созданию условий, в которых обеспечивалось бы уважение прав человека, исходя из положений раздела Е приложения 1.

Статья 17

По окончании переходного периода Комиссия Организации Объединенных Наций по правам человека продолжает внимательно следить за положением в области прав человека в Камбодже, включая, при необходимости, назначение специального докладчика, который ежегодно представлял бы свои выводы Комиссии и Генеральной Ассамблее.

Часть IV

Международные гарантии

Статья 18

Камбоджа обязуется поддерживать, сохранять и защищать, а другие Подписывающие Стороны обязуются признать и уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность и неприкосновенность, нейтралитет и национальное единство Камбоджи, как это изложено в отдельном Соглашении.

Часть V

Беженцы и перемещенные лица

Статья 19

После вступления в силу настоящего Соглашения будут приложены все усилия для создания в Камбодже политических, экономических и социальных условий, способствующих добровольному возвращению и гармоничной интеграции камбоджийских беженцев и перемещенных лиц.

Статья 20

1. Камбоджийские беженцы и перемещенные лица, находящиеся вне Камбоджи, имеют право на возвращение в Камбоджу и безопасную и достойную жизнь, свободную от любого рода запугивания или принуждения.

2. Подписывающие Стороны просят Генерального секретаря Организации 0бъединенных Наций способствовать безопасной и достойной репатриации камбоджийских беженцев и перемещенных лиц как одной из составных частей всеобъемлющего политического урегулирования и под общим руководством специального представителя Генерального секретаря в соответствии с руководящими положениями и принципами относительно репатриации беженцев и перемещенных лиц, изложенными в приложении 4.

Часть VI

Освобождение военнопленных и интернированных гражданских  лиц

Статья 21

Освобождение всех военнопленных и интернированных гражданских лиц производится в возможно кратчайший срок под руководством Международного Комитета Красного Креста (МККК) в координации со специальным представителем Генерального секретаря и при содействии, когда это необходимо, других соответствующих международных гуманитарных организаций и Подписывающих Сторон.

Статья 22

Под "интернированными гражданскими лицами" понимаются все лица, которые не являются военнопленными и которые, приняв участие каким бы то ни было образом в вооруженной или политической борьбе, подверглись аресту или задержанию любой из сторон в силу их участия в этой борьбе.

Часть VII

Принципы новой конституции Камбоджи

Статья 23

Основные принципы, включая принципы, касающиеся прав человека и основных свобод, а также нейтрального статуса Камбоджи, которые будут включены в новую конституцию Камбоджи, излагаются в приложении 5.

Часть VIII

Восстановление и реконструкция

Статья 24

Подписывающие Стороны настоятельно призывают международное сообщество оказывать экономическую и финансовую поддержку восстановлению и реконструкции Камбоджи, как это предусматривается в отдельной Декларации.

Часть IX

Заключительные положения

Статья 25

Подписывающие Стороны добросовестно и в духе сотрудничества разрешают мирными средствами любые споры в отношении осуществления настоящего Соглашения.

Статья 26

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»