СОГЛАШЕНИЕ
об организации международной деятельности
составных частей Международного движения
Красного Креста и Красного Полумесяца

Совет делегатов
Севилья, 25-27 ноября 1997 года


Преамбула

Задача Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца - "предотвращать и облегчать страдания людей, защищать жизнь и здоровье человека и обеспечивать уважение к человеческой личности, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций, заниматься деятельностью по профилактике заболеваний, развитию здравоохранения и социального обеспечения, поощрять добровольную работу, содействовать тому, чтобы члены Движения всегда были готовы к оказанию помощи, и крепить всеобщую солидарность с теми, кто нуждается в помощи и защите со стороны Движения". Выполнение этой общей задачи требует совместных усилий и участия всех составных частей Движения. Чтобы действовать оперативно, гибко и творчески, откликаясь на потребности всех, кому нужны беспристрастная гуманитарная помощь и защита, составные части Движения должны объединять свои силы и извлекать пользу из своего разнообразия. Это станет возможным в результате плодотворного сотрудничества в духе взаимного доверия и эффективной мобилизации ресурсов, для чего необходимо, четко представляя свою цель и общую задачу, осуществлять свою международную деятельность на прочной основе, обеспечивающей предсказуемость действий. Это предполагает соблюдение Основополагающих принципов и Устава Движения, а также взаимообогащающее сотрудничество, выражающееся в четком распределении обязанностей между составными частями Движения, роль и полномочия которых различны, но тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Настоящее Соглашение представляет собой нечто большее, нежели документ об оперативном руководстве или заявление о взаимопонимании. В нем положено начало глубокому изменению в отношениях между участниками единого Движения - установлению духа сотрудничества, при котором каждый участник Движения видит в других своих партнеров, высоко ценя их вклад в общую гуманитарную деятельность, осуществляемую во всемирном масштабе. Это - соглашение о сотрудничестве, а не просто о разделении труда, и оно применимо ко всем видам международной деятельности, которые составные части Движения призваны осуществлять в духе тесного сотрудничества в соответствии с Уставом Движения. Оно четко определяет основные направления деятельности при выполнении задач участниками Движения в их конкретных сферах компетенции, чтобы как можно более эффективно использовалась их способность к взаимодополнению. Соглашение обеспечивает непрерывный характер деятельности при изменениях ситуации и имеет целью укреплять в составных частях Движения чувство принадлежности к одной организации, взаимное доверие и осознание общей ответственности.

Определив задачи, настоящее Соглашение об организации международной деятельности составных частей Движения представляет собой важный элемент новой общей стратегии деятельности, которая позволит составным частям Движения достигнуть трех важных целей:

- более эффективно откликаться на потребности в гуманитарной сфере, как можно более целесообразно используя разнообразные ресурсы Движения;

- содействовать более строгому соблюдению гуманитарных принципов и международного гуманитарного права;

- создать более сильное Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, в котором сотрудничество его составных частей достигает оптимального уровня.

Часть I

Общие положения

Статья 1. Сфера применения Соглашения

1.1. Настоящее Соглашение применяется к тем видам международной деятельности, которую составные части Движения призваны осуществлять в сотрудничестве друг с другом, на двусторонней или многосторонней основе, и не относится к тем ее видам, которые составные части Движения в соответствии с Уставом Движения и Женевскими конвенциями должны выполнять индивидуально.

1.2. "Международной деятельностью" составных частей Движения является деятельность Национальных обществ, как она определена в статье 3, пункты 3 и 5, Устава Движения, деятельность Международного Комитета Красного Креста, как она определена в статье 5, пункты 2, 3, 4, Устава Движения, и деятельность Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, как она определена в статье 6, пункты 3, 4, 5, Устава Движения.

1.3. В соответствии со статьей 7, пункт 1, Устава Движения настоящее Соглашение определяет организацию международной деятельности, осуществляемую на основе двустороннего или многостороннего сотрудничества между:

- Национальными обществами и их Федерацией,

- Национальными обществами и МККК,

- различными Национальными обществами,

- МККК и Федерацией,

- МККК, Федерацией и Национальными обществами.

1.4. Ничто в настоящем Соглашении не должно истолковываться как ограничивающее или умаляющее особую роль и полномочия каждой из составных частей Движения, закрепленные в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в Уставе Движения.

Статья 2. Предмет и цели Соглашения

Предмет и цели Соглашения заключаются в следующем:

а) способствовать эффективному использованию человеческих, материальных и финансовых ресурсов Движения и их скорейшей мобилизации во время операций по оказанию гуманитарной помощи, направленных на содействие развитию деятельности, осуществляемых в интересах жертв вооруженных конфликтов или борьбы внутри страны и их прямых последствий, а также стихийных бедствий или технологических катастроф, и в интересах уязвимых лиц в других чрезвычайных ситуациях или ситуациях катастроф в мирное время,

b) способствовать установлению более тесного сотрудничества между составными частями Движения в ситуациях, о которых говорится в статье 2а выше;

c) расширять возможности для развития Национальных обществ и совершенствовать сотрудничество между ними, позволяя, таким образом, Национальным обществам c большей эффективностью участвовать в международной деятельности Движения;

d) устранять разногласия между составными частями Движения, касающиеся определения и организации международной деятельности и обязанностей каждой из них внутри Движения;

e) крепить функциональное сотрудничество между МККК, Федерацией и Национальными обществами.

Статья 3. Руководящие принципы

Организация международной деятельности составных частей Движения во всякое время строится на основе тех ценностей и принципов, которыми руководствуется Движение и которые закреплены в:

- Основополагающих принципах Красного Креста и Красного Полумесяца;

- Уставе Движения;

- Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним.

Статья 4. Организационные принципы

Уставом Движения подразумевается наличие двух организационных понятий, которые настоящее Соглашение определяет как "ведущая роль" и "ведущее учреждение".

А) Ведущая роль

4.1. Женевские конвенции и Устав Движения предоставляют конкретные полномочия каждой из составных частей Движения, которая, следовательно, играет ведущую роль в определенных вопросах.

4.2. Понятие "ведущая роль" подразумевает наличие других партнеров, обладающих правами и обязанностями в данных вопросах.

B) Ведущее учреждение

4.3. Понятие "ведущее учреждение" является организационным инструментом управления международной оперативной деятельностью. В конкретной ситуации роль ведущего учреждения возлагается на одну организацию. Эта организация осуществляет общее руководство международной оперативной деятельностью и ее координацию.

4.4. Понятие ведущего учреждения применяется прежде всего в чрезвычайных ситуациях, о которых говорится выше в статье 2а и в которых требуется быстрое, слаженное и действенное оказание гуманитарной помощи для удовлетворения обширных потребностей жертв на основе оценки этих потребностей и способности соответствующего Национального общества удовлетворить их.

4.5. Эффективная координация действий составных частей Движения, ответственность за которую несет и общее руководство которой осуществляет ведущее учреждение, требует создания соответствующих консультационных механизмов и твердой решимости со стороны всех, кто принимает участие в этих действиях, соблюдать правила и процедуры координации.

4.6. Эффективность операции зависит от надлежащего предварительного обучения и подготовленности тех, кто осуществляет операцию (готовность к чрезвычайным ситуациям).

Часть II

Международная деятельность
по оказанию гуманитарной помощи

Статья 5. Организация международных операций
по оказанию гуманитарной помощи

5.1. Ситуации, в которых необходимо наличие ведущего учреждения:


А) Международные и немеждународные вооруженные конфликты, внутренняя борьба и их прямые последствия по смыслу Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним:

а) по смыслу Женевских конвенций и настоящего Соглашения термин "ситуация вооруженного конфликта" относится ко всей территории сторон в конфликте в том, что касается защиты жертв этого конфликта и оказания им помощи;

b) термин "прямые последствия конфликта" по смыслу Женевских конвенций применяется к периоду после окончания военных действий и относится к ситуациям, в которых жертвы конфликта продолжают нуждаться в гуманитарной помощи до общего восстановления мира;

с) термин "прямые последствия конфликта" применяется также по отношению к ситуациям, в которых было достигнуто общее восстановление мира, в силу чего вмешательства МККК как исключительно нейтрального и беспристрастного посредника не требуется, однако жертвы продолжают нуждаться в гуманитарной помощи в течение постконфликтного периода, особенно в связи с программами восстановления и реабилитации;

d) термин "прямые последствия конфликта" применяется также по отношению к ситуациям, в которых жертвы конфликта находятся на территории государства, не являющегося стороной в конфликте и не затронутого внутренней борьбой, особенно после крупномасштабных перемещений беженцев.

В) Стихийные бедствия или технологические катастрофы, а также другие чрезвычайные ситуации и ситуации катастроф в мирное время, вызывающие необходимость привлечения ресурсов, превышающих те, которые имеются в распоряжении Национального общества, осуществляющего операции по оказанию помощи, и, таким образом, требующие применения "Принципов и правил операций Красного Креста и Красного Полумесяца по оказанию помощи при стихийных бедствиях и катастрофах".

C) Вооруженный конфликт, происходящий одновременно со стихийными бедствиями или технологическими катастрофами.

          

5.2. Вооруженный конфликт и внутренняя борьба:
элементы определения

Для целей применения настоящего Соглашения и организации международной деятельности составных частей Движения считается, что

а) вооруженный конфликт имеет место тогда, когда вооруженные действия происходят между двумя или более сторонами и свидетельствуют о хотя бы минимальном уровне организации;

b) внутренняя борьба не обязательно означает наличие вооруженных действий; могут иметь место серьезные акты насилия в течение долгого времени или ситуация скрытого насилия, вызванная причинами политического, религиозного, расового, социального, экономического или иного характера, характеризующаяся одним или несколькими из следующих признаков: массовые аресты, насильственные исчезновения, содержание под стражей из соображений безопасности, приостановление действия судебных гарантий, объявление чрезвычайного положения, введение военного положения.

5.3. Каждая из составных частей Движения в роли
ведущего учреждения

5.3.1. МККК действует в качестве ведущего учреждения, как это предусматривает статья 4 настоящего Соглашения, в ситуациях международных и немеждународных вооруженных конфликтов, внутренней борьбы и их прямых последствий, о которых говорится в статье 5.1.А (a-b) и в статье 5.1.С (вооруженный конфликт, проходящий одновременно со стихийными бедствиями или технологическими катастрофами).

5.3.2. Федерация действует в качестве ведущего учреждения в ситуациях, о которых говорится в статье 5.1.А (c-d) и в статье 5.1.В (стихийные бедствия или технологические катастрофы, а также другие чрезвычайные ситуации и ситуации катастроф в мирное время, вызывающие необходимость привлечения ресурсов, превышающих те, которые имеются в распоряжении Национального общества, осуществляющего операции по оказанию помощи).

5.3.3. Национальное общество может взять на себя функции ведущего учреждения, необходимые для координации международной гуманитарной помощи в пределах собственной территории, при условии согласованности действий с МККК или Федерацией, в зависимости от ситуации, как это предусматривается в статье 3.3 Устава Движения.

5.3.4. Если стихийное бедствие или технологическая катастрофа происходит в ситуации конфликта, в которой МККК уже осуществляет свою деятельность, МККК обращается к Федерации с тем, чтобы она предоставила соответствующие дополнительные знания и опыт для содействия операциям по оказанию гуманитарной помощи.

5.3.5. Если вооруженный конфликт или внутренняя борьба начинается в ситуации, в которой деятельность по оказанию гуманитарной помощи уже осуществляет Федерация, применяются положения о переходе ответственности, как это предусмотрено статьей 5.5. настоящего Соглашения.

5.4. Непредвиденные ситуации

При работе в непредвиденных ситуациях, не предусмотренных в части II, статья 5.1. и 5.3., составные части Движения, которых эти ситуации непосредственно касаются, обязуются добросовестно и в соответствии со здравым смыслом руководствоваться Основополагающими принципами и Уставом Движения, чтобы обеспечить в интересах жертв наибольшую эффективность операции и слаженное сотрудничество в рамках Движения в целом.

5.5. Переход ответственности

5.5.1. В тех случаях, когда в результате изменения ситуации ответственность за руководство международной операцией по оказанию гуманитарной помощи и ее координацию слагается с МККК или с Федерации согласно соответствующим статьям настоящего Соглашения, ведущее учреждение, которое слагает с себя полномочия, должно, по согласованию с Национальным обществом, осуществляющим операцию по оказанию помощи, и по консультации с Национальными обществами, участвующими в операции по оказанию помощи, принять все меры, необходимые для того, чтобы обеспечить должным образом организованную передачу руководства новой международной операцией по оказанию гуманитарной помощи и ее эффективное осуществление составной частью Движения, принимающей на себя функции ведущего учреждения.

5.5.2. При условии согласия доноров, участвовавших в финансировании свертываемой международной операции по оказанию помощи, средства и материальные ресурсы, имеющиеся в наличии, а также материально-технические ресурсы, размещенные на местах, передаются, если они пригодны для достижения целей новой операции, в распоряжение ведущего учреждения, которое с этого момента несет ответственность за общее руководство операцией и ее координацию.

5.6. Другие виды международной деятельности
по оказанию гуманитарной помощи, осуществляемые
Национальными обществами

5.6.1. В тех ситуациях, когда потребности жертв не вызывают необходимости в организации международной операции по оказанию гуманитарной помощи под руководством ведущего учреждения, Национальное общество, которое предоставляет непосредственную помощь Национальному обществу страны, затронутой вооруженным конфликтом или катастрофой, немедленно ставит в известность МККК или Федерацию в зависимости от ситуации.

5.6.2. Федерацию заранее уведомляют о соглашениях о взаимопомощи в чрезвычайной ситуации в случае стихийного бедствия или технологической катастрофы между соседними Национальными обществами, а также о двусторонних или многосторонних соглашениях в области содействия развитию между Национальными обществами.

5.6.3. То обстоятельство, что одно или несколько Национальных обществ обращаются с просьбой о помощи к МККК или к Федерации или передают грузы гуманитарной помощи одному из этих учреждений, ни в коей мере не рассматривается как действие, изменяющее распределение функций и обязанностей между двумя указанными учреждениями, как оно определяется в настоящем Соглашении. В указанном случае учреждение, не обладающее соответствующими полномочиями, ставит об этом в известность Национальное общество или общества и без промедления передает вопрос на рассмотрение компетентного учреждения.

5.7. Трудности при осуществлении деятельности

5.7.1. Если международной операции по оказанию гуманитарной помощи, руководимой и координируемой МККК или Федерацией, в течение продолжительного времени чинятся препятствия, ведущее учреждение обращается к участвующим в операции составным частям Движения с тем, чтобы использовать их общее влияние для скорейшего устранения препятствий к осуществлению операции, делая это исключительно в интересах жертв.

5.7.2. Там, где это уместно, они могут, по обоюдному согласию, принять решение о применении временных мер, которые ни в коем случае не должны рассматриваться как прецедент, который может повлиять на соответствующие мандаты составных частей Движения или распределение задач, как оно устанавливается в настоящем Соглашении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»