МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

 от 14 декабря 1994 года N 249


Об утверждении Примерного положения о реабилитационном
Центре для детей и подростков с ограниченными
возможностями



Во исполнение постановления Коллегии Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 4 августа 1993 года "О мерах по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей" и в целях создания системы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

приказываю:

1. Утвердить Примерное положение о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (приложение N 1).

2. Рекомендовать министрам социальной защиты населения, начальникам главных управлений (управлений), председателям комитетов, директорам департаментов социальной защиты населения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

2.1. Привести в соответствие с утвержденным Примерным положением о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями имеющиеся положения действующих реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.

2.2. Осуществить необходимые мероприятия по развитию реабилитационных Центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, рациональному их размещению с учетом прав и интересов детей и потребностей населения.

2.3. Производить расходы на указанные учреждения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Л.Ф.Безлепкина

     

     

Приложение N 1
к приказу Министерства социальной защиты
населения Российской Федерации  
от 14 декабря 1994 года N 249

     

Примерное положение
о реабилитационном Центре для детей и подростков
с ограниченными возможностями

     

1. Общие положения

1.1. Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее именуется Центр) является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также воспитывающих их семей.

1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются решением директора Центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.

1.3. Свою деятельность Центр строит на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления, а также руководствуются настоящим Примерным положением.

1.4. Центр и его структурные подразделения организуются и содержатся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.

1.5. Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тысячу детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тысячи детей с ограниченными возможностями создается 1 центр.

1.6. Центр осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих oрганов социальной защиты населения и исполнительной власти в пределах их компетенции.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществляют координацию деятельности Центров, расположенных на их территории, и оказывает им организационно-методическую и практическую помощь.

1.7. Для размещения Центра и его структурных подразделений в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач этого учреждения и располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям.

1.8. Центр является юридическим лицом, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием, открывает счета в банках, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.

1.9. Директор Центра за время нахождения в нем детей и подростков несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность.

1.10. Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в т.ч. отделения диагностики и разработки программ социальной реабилитации, медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи, отделение дневного пребывания, стационарное отделение, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам Центра.

Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.

1.11. Штатное расписание Центра утверждается директором в пределах установленного фонда оплаты труда.

1.12. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием (конференцией) их работников по представлению администрации Центра, а правила поведения клиентов Центра и его структурных подразделений - директором Центра.

1.13. Дети и подростки, находящиеся в отделении дневного пребывания и стационарном отделении Центра, обеспечиваются продуктами питания и постельными принадлежностями по нормам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

1.14. Прием детей и подростов на обслуживание в Центр, в т.ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также снятие с обслуживания оформляется приказом.

1.15. Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в Центре организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.16. Образовательная работа с детьми и подростками в Центре организуется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и с учетом времени их пребывания в учреждении, формы и степени ограниченных возможностей, возраста, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования принимается по согласованию с соответствующей медико-педагогической комиссией.

1.17. Центр развивает и поддерживает контакт с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом развитии, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями.

1.18. При Центре может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности, в том числе в организации социального патронажа детей и подростков.

2. Цель и основные задачи деятельности Центра,
порядок обслуживания

2.1. Целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

2.2. Основными задачами Центра являются:

- Выявление в городе или районе всех детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание компьютеризированной базы данных о таких детях и подростках;

- Изучение совместно с консультативно-диагностическими службами здравоохранения и образования причин и сроков наступления инвалидности ребенка или подростка, определение исходного уровня здоровья и психики ребенка, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала);

- Разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

- Обеспечение реализации указанных программ и координация в этих целях совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;

- Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- Социально-реабилитационная работа с родителями детей, имеющих отклонения в умственно или физическом развитии;

- Повышение квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания населения, семьи и детей по вопросам детской и подростковой реабилитологии.

2.3. Центр осуществляет социальное обслуживание детей и подростков в соответствии с медико-социальными показаниями по направлению:

- Органов и учреждений социальной защиты населения, в т.ч. территориальных центров социальной помощи семье и детям;

- Органов и учреждений образования, здравоохранения;

- По просьбе родителей (опекунов и попечителей);

- По представлению сотрудников Центра.

2.4. При оформлении детей и подростков на обслуживание в Центр должны быть предоставлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: история развития ребенка (ф. N 112/у) или амбулаторная карта подростка (ф. N 025/у).

Противопоказаниями для направления в отделение дневного пребывания и стационарное отделение Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические в стадии декомпенсации; злокачественные новообразования в активной фазе; кахексии любого происхождения, острые инфекционные заболевания.

2.5. Прием детей и подростков в Центр, в т.ч. в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также завершение этапа реабилитации ребенка или подростка с оформлением переводного или выписного эпикриза с указанием развернутого диагноза и соответствующих рекомендаций.

2 6. Социальные услуги оказываются, как правило, бесплатно. В установленном порядке может быть принято решение о предоставлении социальных услуг за плату. Денежные средства, взимаемые за предоставление таких социальных услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие, улучшение социального обслуживания населения сверх выделяемых ассигнований по бюджету.

3. Структурные подразделения Центра

3.1.Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации (далее именуется Отделением).

Отделение предназначается для обеспечения:

- Выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии, воспитывающихся в семьях, проживающих в городе или районе;

- Сбора необходимых данных об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале, а также сведений о его семье;

- Разработки совместно с другими учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств индивидуальной программы абилитации и реабилитации ребенка или подростка с отклонениями в развитии, направленной на достижение оптимального уровня его здоровья и интеграции в общество;

- Осуществления координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий, своевременное внесение необходимых корректив;

- Создания компьютеризированной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе, их семьях, реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.

3.2. Отделение медико-социальной реабилитации.

3.2.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий.

3.2.2. Отделение:

- Согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города и района, не дублируя их деятельность;

- Осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;

- При необходимости по согласованию с органами здравоохранения направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи;

- Проводит медико-социальный патронаж семей, имеющих детей и подростков с ограниченными возможностями;

- Обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации ребенка и семьи, осуществляет их обучение основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- Содействует обеспечению детей-инвалидов необходимыми вспомогательными техническими средствами;

- Осуществляет лечебные физкультурно-оздоровительные мероприятия;

3.2.3. Специалисты отделения осуществляют свою деятельность по реализации индивидуальных программ реабилитации как в самом Центре (в данном и других отделениях), так и в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями.

3.2.4. В отделении выделяются помещения для проведения лечебного массажа, лечебной физкультуры и других медико-реабилитационных мероприятий.

3.2.5. В рамках отделения могут быть созданы ортезно-протезная служба, лечебный физкультурно-оздоровительный комплекс и другие подразделения медико-социального профиля.

3.3. Отделение психолого-педагогической помощи.

3.3.1. Отделение предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в части психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий.

3.3.2. Отделение:

- Совместно с органами образования определяет формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающимися в домашних условиях, в зависимости от их возраста и состояния здоровья, оказывает практическую помощь в организации обучения;

- Проводит психолого-коррекционную работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»