Действующий

Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ 1968/1988 гг.

Глава IX

Права и обязанности сторон при поставке товара с недостатками
по качеству и количеству

§ 39  

1. Претензии могут быть заявлены покупателем продавцу, если из обстоятельств дела не усматривается ответственность перевозчика:

а) по качеству товара (включая нарушение комплектности или ассортимента, повреждение, бой или порчу товара) в случае его несоответствия условиям контракта или положениям пункта 2 § 19, если применяется этот пункт;

б) по количеству товара.

2. Продавец несет ответственность за изменение качества товара, его повреждение, порчу или недостачу и после перехода права собственности и риска на покупателя, если изменение качества товара, его повреждение, порча или недостача произошли по вине продавца.

3. Продавец не несет ответственности по гарантии, если он докажет, что обнаруженные дефекты возникли по причинам, не зависящим от продавца, а произошли после перехода с продавца на покупателя риска случайной утраты или случайного повреждения товара, в частности в результате неправильно проведенного покупателем монтажа, ремонта оборудования или машин, несоблюдения инструкции по эксплуатации и уходу, а также произведенных им изменений в оборудовании и машинах.

4. При неприбытии (полной утрате) оплаченной покупателем продавцу партии товара, следовавшей в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении, в предусмотренный отгрузочной инструкцией покупателя пункт назначения он должен обратиться в установленном для перевозок в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении порядке с претензией к перевозчику.

Однако при наличии следующей совокупности обстоятельств он вправе без предварительного предъявления претензии к перевозчику заявить претензию продавцу:

а) истекли сроки доставки и сроки ожидания доставки груза, установленные правилами, действующими для перевозки в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении;

б) документально подтверждено транспортной или транспортно-экспедиционной организацией, что товар не передан железной дорогой страны продавца железной дороге, принимающей товар.

§ 40  

1. При предъявлении претензии по количеству покупатель имеет право требовать либо допоставки недостающего количества, либо возврата уплаченной им суммы за недостающее количество товара.

2. Если товар окажется дефектным или не соответствующим условиям контракта независимо от того, могло ли это быть установлено при проверке товара в стране продавца до его отгрузки, покупатель вправе требовать либо устранения обнаруженных дефектов, либо уценки товара. При этом под устранением дефекта понимается его исправление либо замена дефектного товара или дефектной части товара.

3. Если покупатель требует устранения дефекта, то продавец обязан по своему выбору и за свой счет без промедления либо исправить дефекты, либо заменить дефектный товар или дефектные части товара новыми, соответствующими предписаниям контракта или соответственно предписаниям § 27. Устранение дефектов должно производиться в течение согласованного срока или, если такой срок не был согласован, - в течение технически обоснованного срока. Если продавец не исправит дефекты товара или не заменит дефектный товар в течение этих сроков, покупатель вправе вместо устранения дефектов потребовать от продавца предоставления соразмерной уценки.

4. Если покупатель требует оценки товара, то:

- в отношении товара, на который предусмотрена гарантия, продавец вправе по своему усмотрению либо исправить дефекты, либо заменить товар или дефектную часть товара, либо предоставить покупателю уценку в согласованном размере;

- в отношении товара, на который гарантия не предусмотрена, продавец обязан предоставить покупателю уценку в согласованном размере.

Если стороны не договорятся о размере уценки, то ее размер по заявлению покупателя определяется арбитражем исходя из контрактной цены товара и из того, насколько снизилась стоимость товара в связи с обнаруженными дефектами.

5. В случаях, указанных в пункте 2 настоящего параграфа, а также в случаях, когда продавец принял на себя обязательство исправить дефект или заменить дефектный товар на основании пункта 3 настоящего параграфа, покупатель вправе, если товар не может быть использован по назначению до устранения дефекта, потребовать от продавца уплаты штрафа как за просрочку в поставке в размере, предусмотренном в пунктах 2 и 4 § 85, считая с даты заявления претензии по день исправления дефекта или по дату поставки товара взамен забракованного. Однако сумма штрафа на одну партию или единицу товара не может превышать 8% от стоимости дефектного товара или дефектной части товара, подлежащей исправлению или замене, включая штраф за просрочку в поставке, если такая просрочка имела место и штраф уже начислен.

6. В случае согласования сторонами уценки на товар вместо устранения дефекта стороны при согласовании размера уценки должны договориться о том, засчитывается ли штраф, начисленный и/или уплаченный в соответствии с пунктом 5 настоящего параграфа, в сумме уценки или уценка уплачивается сверх этого штрафа.

7. Если стороны согласовали размер уценки, но отсутствует соглашение сторон по вопросу о том, засчитывается ли штраф, указанный в пункте 5 настоящего параграфа, в сумме уценки или уценка уплачивается сверх этого штрафа, то в тех случаях, когда фактически убытки, возникшие у покупателя вследствие неиспользования товара до момента согласования уценки:

- ниже суммы штрафа, начисленный и/или уплаченный штраф снижается до суммы фактических убытков;

- выше суммы штрафа, фактические убытки, превышающие сумму штрафа, оплачиваются продавцом покупателю, если это предусмотрено в двустороннем соглашении.

8. Если в двустороннем соглашении или контракте установлено право покупателя на расторжение контракта и не содержится условий расторжения, то покупатель может воспользоваться этим правом, если арбитраж признает, что продавец не может устранить дефект путем исправления или замены и покупатель не может использовать товар по назначению с уценкой, предложенной продавцом.

9. Покупатель вправе изменить требования об исправлении дефектов или замене дефектного товара либо дефектных частей товара, заявив о предоставлении уценки в пределах срока исковой давности как до предъявления, так и при предъявлении иска в арбитраж. Требование может быть изменено и в ходе арбитражного процесса.

10. При предъявлении продавцу претензии, связанной с неприбытием (полной утратой) оплаченной покупателем партии товара в соответствии с пунктом 4 § 39, покупатель имеет право потребовать поставку новой партии товара либо возврата уплаченной им суммы за непоставленный товар.

§ 41