1. Претензии должны предъявляться в письменной форме.
2. Претензии по качеству, в том числе по товарам, на которые предоставлена гарантия, а также по количеству могут заявляться по телеграфу или телетайпу. В таких случаях они должны быть подтверждены письмом не позднее 7 рабочих дней с даты заявления претензии по телеграфу или телетайпу, однако в пределах сроков, установленных в § 97. В случае направления покупателем подтверждения с опозданием это письмо считается заявлением претензии в первый раз.
3. К претензии прилагаются подтверждающие ее документы. Сторонам рекомендуется при предъявлении претензий по качеству и количеству применять в качестве одного из документов, подтверждающих претензию, рекламационный акт.
4. К претензии, предъявляемой к продавцу, о неприбытии (полной утрате) товара, указанной в пункте 4 § 39, должны прилагаться дубликат железнодорожной накладной, а также документы, подтверждающие то обстоятельство, что железная дорога страны продавца не передала товар принимающей железной дороге.
5. Датой заявления претензии считается дата штемпеля почтового ведомства страны заявителя о принятии письма или телеграммы или дата сообщения по телетайпу, или дата вручения претензии стороне, которой она предъявляется.
6. Если последний день срока предъявления претензии приходится на нерабочий день в стране заявителя, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
§ 96
1. Стороны взаимно не будут предъявлять претензий, сумма требований по которым не превышает 25 рублей.
2. Постановления пункта 1 настоящего параграфа не распространяются на требования по расчетам в связи с выявленными арифметическими ошибками и на претензии, без удовлетворения которых товар не может быть использован покупателем.
3. Если иное не предусмотрено в контракте, постановления пункта 1 настоящего параграфа по претензиям по качеству и количеству применяются к требованиям, относящимся к партии товара, отгруженного по одному транспортному документу, а по претензиям о штрафах за просрочку - к требованиям по одной товарной позиции спецификации, приложенной к контракту.
§ 97
1. Претензии могут быть заявлены:
а) в отношении качества товара - в течение 6 месяцев, считая с даты поставки;
б) в отношении количества товара - в течение 3 месяцев*, считая с даты поставки;
________________
* При поставке товаров в Республику Куба и из Республики Куба этот срок составляет четыре месяца.
в) в отношении неприбытия (полной утраты) товара - в случаях, указанных в пункте 4 § 39, - в течение срока, обеспечивающего продавцу возможность своевременно обратиться с требованием к перевозчику, однако во всяком случае не позднее 120 дней до истечения срока предъявления претензий к перевозчику;
г) в отношении товаров, на которые предоставлена гарантия,- не позднее 30 дней по истечении срока гарантии при условии обнаружения недостатка в пределах срока гарантии;
д) в отношении качества товара, для которого установлен срок годности и/или хранения, не позднее 30 дней по истечении срока годности и/или хранения товара при условии обнаружения недостатка в пределах указанного срока годности и/или хранения, если иной срок не предусмотрен в контракте;
е) в отношении штрафов - не позднее чем в течение 3 месяцев.
При этом:
- по штрафам, начисляемым по дням, течение этого срока начинается со дня выполнения обязательства или со дня, когда штраф достиг по данному основанию максимального размера, если обязательство не было выполнено до этого дня;
- по штрафам, которые могут начисляться только однократно, течение этого срока начинается со дня возникновения права на их требование;
ж) по иным основаниям в течение 6 месяцев, считая с даты возникновения права требования.
2. Претензии по качеству и количеству скоропортящихся свежих овощей и фруктов должны заявляться в более короткие сроки, чем установленные в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящего параграфа. Конкретные сроки предъявления претензий по этим товарам устанавливаются в контракте.
3. Непредъявление претензии в сроки, указанные в подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" и "е" пункта 1 настоящего параграфа или установленные в соответствии с пунктом 2 настоящего параграфа, лишает заявителя претензий права обращаться в арбитраж.
4. Если претензии предъявлены с опозданием против срока, указанного в подпункте "ж" пункта 1 настоящего параграфа, то в случае, когда ответ на претензию дан в течение 60 дней со дня получения претензии, если иной срок для ответа не установлен в контракте, расходы по арбитражному сбору независимо от исхода дела в арбитраже относятся за счет стороны, нарушившей срок предъявления претензии. Однако если арбитраж придет к выводу, что задержка в предъявлении претензии была вызвана чрезвычайными обстоятельствами, за которые сторона, заявившая претензию, не несет ответственности, то арбитраж в порядке исключения может решить вопрос о расходах по арбитражному сбору в зависимости от исхода дела.