МИНИСТЕРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
и Индикативный план действий по итогам Министерской конференции по
проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и
Северной Азии (ЕСА-ФЛЕГ)


Санкт-Петербургская декларация


Мы, представители правительств стран Европы и Северной Азии (страны ЕСА), других стран-участниц, а также Европейской комиссии, принимающие участие в проводимой в Санкт-Петербурге Министерской конференции по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе,

________________

Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизстан, Китай, Латвия, Литва, Македония (FYR of Macedonia), Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония.

1. подчеркивая, что страны несут ответственность за устойчивое управление своими лесами и за обеспечение исполнения своего лесного законодательства, что эффективное управление и правоприменение являются предпосылками для обеспечения устойчивого лесоуправления;

2. также подчеркивая, что все страны, с учетом их международных обязательств, имеют суверенное право использовать свои лесные ресурсы и управлять ими для достижения целей национальной политики, и что правоприменение и управление в лесном секторе являются внутренним делом каждой из стран;

3. признавая, что проблемы правоприменения и управления в лесном секторе имеют последствия на всех уровнях: локальном, национальном, трансграничном, региональном, глобальном;

4. убеждены в том, что все страны экспортеры и импортеры лесной продукции, включая древесину и древесную продукцию, разделяют ответственность за принятие мер по прекращению незаконной заготовки лесных ресурсов и связанной с ними торговли;

5. подчеркивая, что в данном регионе меры в области правоприменения и управления в лесном секторе являются сложным межотраслевым вопросом, чувствительным в экономическом, экологическом, социальном и политическом смыслах и требующим эффективного сотрудничества различных органов государственной власти и других заинтересованных сторон;

6. признавая, что леса региона Европы и Северной Азии (ЕСА), на которые по оценкам приходится более одной трети мировой лесной площади, имеют глобальное значение и представляют собой значимый компонент региональной и глобальной систем жизнеобеспечения;

7. глубоко осознавая, что в данном регионе леса как прямо, так и косвенно служат основой жизнедеятельности сотен миллионов людей, являются источником долговременных экономических, социальных, культурных и экологических благ, а также играют жизненно важную роль в удовлетворении потребностей местного населения в энергоресурсах;

8. понимая, что эффективное управление лесами стимулирует создание положительного инвестиционного климата для социально-экономического развития и ответственного частного сектора;

9. подчеркивая фундаментальную роль правительств в обеспечении эффективного управления, включая законодательство, стратегии и институциональные возможности по обязательному исполнению законов для искоренения незаконных рубок, связанной с ними торговли и коррупции в лесном секторе;

10. выражая глубокую озабоченность тем, что правонарушения в лесном секторе представляют собой серьезную проблему во многих странах региона, подрывая усилия, направленные на обеспечение устойчивого лесоуправления;

11. признавая, что масштаб незаконной деятельности в лесной отрасли варьирует от несанкционированной заготовки древесины для топлива местным населением до незаконных коммерческих лесозаготовок для продажи на рынках внутри страны и за рубежом;

12. признавая также, что несанкционированная заготовка дров, особенно бедными слоями местного населения в некоторых странах региона, зачастую связана с отсутствием у них надлежащего социального и материального обеспечения или доступа к соответствующим ресурсам, и чрезмерным регулированием в этой сфере в условиях, когда местные жители вовсе не имеют или имеют недостаточно альтернативных источников доступной по цене энергии;

13. выражая глубокую озабоченность тем, что незаконная деятельность, включая коррупцию, внутри лесного сектора и оказывающую влияние на лесной сектор извне, имеет существенные отрицательные последствия, в том числе такие, как общее ослабление принципа верховенства закона; потеря доходов для государства и частного сектора и источников дохода для местного населения; деградация лесных экосистем, биоразнообразия и мест обитания диких видов флоры и фауны, в том числе и в особо охраняемых территориях; увеличение опасности лесных пожаров и утрата запасов углерода;

14. отмечая, что незаконная деятельность в лесном секторе также отрицательно сказывается на вкладе лесов в выполнение согласованных на международном уровне задач в области развития, направленных на повышение благосостояния населения за счет сокращения бедности;

15. осознавая, что развитие рыночной экономики, изменение в системах энергообеспечения, изменение роли государства и частного сектора во многих странах региона ставят перед структурами, ответственными за управление лесами, новые задачи и зачастую требуют пересмотра и корректировки политики, правовых и институциональных основ;

16. учитывая тот факт, что эффективное правоприменение в лесном секторе требует наличия легко доступной и доводимой до сведения общественности информации о лесоуправлении, лесной политике, законодательстве и об их применении;

17. осознавая, что многие страны региона не обладают достаточными возможностями для обеспечения исполнения своего лесного законодательства и реализации своей лесной политики, а также испытывают серьезную необходимость пересмотра и усовершенствования своего действующего законодательства и укрепления институтов и административных систем, осуществляющих функции распределения лесных ресурсов, мониторинга и контроля за их использованием;

18. будучи убежденными в срочной необходимости проявления политической воли на самом высоком уровне и поддержки, которая является крайне важной для борьбы с незаконными рубками, связанной с ними торговлей и коррупцией в регионе, а также торговлей за пределами региона;

19. будучи также убежденными в том, что сотрудничество между судебными, правоохранительными органами разных стран, лесными ведомствами и другими ведомствами, занимающимися торговлей и вопросами развития, крайне важно для повышения эффективности правоприменения и управления в лесном секторе региона;

20. подчеркивая срочную необходимость странами предпринять совместные действия, направленные на борьбу с незаконными рубками и связанными с ними торговлей нелегальной древесиной и коррупцией;

21. признавая возможности значительного усиления взаимного влияния процессов ЕСА ФЛЕГ с другими региональными процессами ФЛЕГ, а также международными институтами и другими процессами в области лесной политики;

22. осознавая критически важный вклад, который могут внести в решение проблематики ФЛЕГ частный сектор и организации гражданского общества;

Настоящим подтверждаем и декларируем свои намерения в отношении следующего:

На национальном уровне в регионе ЕСА

1. мобилизовать политическую волю на самом высоком уровне и включить совершенствование системы правоприменения и управления в лесном секторе (ФЛЕГ) в число приоритетных задач программы развития и реформирования системы государственного управления;

2. пересмотреть и при необходимости актуализировать лесное законодательство и нормативные акты, обеспечив их согласованность между собой и гармонизацию с законодательством и политикой в области управления природными ресурсами, а также в соответствии с обязательствами в рамках международных соглашений;

3. укреплять по необходимости межведомственное сотрудничество, кадровые и институциональные возможности, в частности в органах правоприменения и судебной системы для обеспечения исполнения существующего законодательства, связанного с деятельностью в лесном секторе;

4. оценивать, определять и вырабатывать стратегии устранения главных причин незаконных рубок и связанных с ними торговли нелегальной древесиной и коррупции, нелегальной заготовки древесного топлива местным населением, а также несанкционированной эксплуатации лесов в особо охраняемых природных территориях, представляющей угрозу сохранению биоразнообразия;

5. в приемлемые сроки сформулировать конкретные действия с четко определенными целями, в том числе мониторинг прогресса в их осуществлении, например, учитывая рекомендации Министерской декларации и прилагаемого Индикативного перечня действий в национальных лесных программах или в эквивалентных им программах;

6. признавать права местных жителей, жизнь которых зависит от леса, уважая их традиционные права и практику лесопользования, и принимая во внимание их традиционные знания, и способствовать участию коренных малочисленных народов и местного населения в лесоуправлении, с целью обеспечения их социально-экономического и культурного развития и охраны местных природных ресурсов;

7. вовлекать все заинтересованные стороны, включая представителей коренных народов, местное население, частных лесовладельцев, НПО и промышленность в процесс выработки и реализации лесного законодательства и лесной политики в рамках открытого процесса, основанного на принципе участия, таким образом способствуя повышению прозрачности, сокращению коррупции, повышению уровня справедливости и сводя к минимуму неправомерное влияние привилегированных групп;

8. разрабатывать и внедрять антикоррупционные механизмы для применения против коррупции внутри лесной отрасли и оказывающей влияние на отрасль извне, в соответствии с общими антикоррупционными усилиями, в том числе кодексы поведения, использование наилучшей практики и принципов профессиональной ответственности, а также применения международно признанных принципов для борьбы с организованной преступностью;

9. собирать и распространять открытую информацию о лесных ресурсах, предоставлении прав на них и их эксплуатации в форме, доступной для населения;

10. осуществлять мониторинг и публиковать информацию по торговым потокам древесины и древесной продукции на внутреннем и международном рынках и способствовать, где это возможно, созданию систем отслеживания происхождения древесины, проверяемых третьей стороной;

11. информировать все заинтересованные стороны и вовлекать их в процесс оповещения общественности о масштабах и уровне незаконных рубок леса и связанных с ними торговле и коррупции и их негативном воздействии на полезные функции леса, которые используются обществом;

На международном уровне

12. развивать сотрудничество, максимально используя возможности существующих структур, в целях укрепления системы правоприменения и управления в лесном секторе и своевременного обмена информацией и опытом между странами, в частности, с осуществляющими экспорт и импорт древесины и древесной продукции;

13. способствовать развитию сотрудничества и укреплять национальные возможности для мониторинга торговли древесиной и древесной продукцией;

14. поддерживать сотрудничество по борьбе с браконьерством и незаконной торговлей ресурсами дикой природы, связанной с незаконными рубками, включая сотрудничество в рамках Конвенции CITES;

15. интегрировать в рамки действующих механизмов систематический мониторинг, оценку и отчетность по результатам, достигнутым в рамках ФЛЕГ;

16. способствовать развитию сотрудничества и партнерств между частным сектором и гражданским обществом с целью эффективной борьбы с незаконными лесозаготовками и связанной с ними торговлей и коррупцией;

17. уделять приоритетное внимание и усилить трансграничное сотрудничество между странами в приграничных территориях, что требует согласованных действий и эффективных мер контроля для борьбы с незаконными рубками и связанной с ними торговлей;

18. развивать международные возможности для осуществления мониторинга, оценки и отчетности в таких сферах как торговля и таможенная информация для повышения прозрачности торговой деятельности и для развития торговли легально заготовленной древесиной;

19. укреплять международное сотрудничество в целях формирования и расширения в странах соответствующего институционального и кадрового потенциала, способствовать передаче технологий и обмену информацией в целях борьбы с нелегальными рубками и стимулирования торговли легально заготовленной древесиной;

20. шире распространять информацию о законности продукции, включая сведения о ее происхождении, посредством таких мер, как добровольные системы отслеживания происхождения древесины и системы лесной сертификации для продвижения на рынках легально заготовленной древесины;

21. сотрудничать с организациями гражданского общества, включая частный сектор, в целях информирования потребителей о проблемах, создаваемых незаконными рубками, связанной с ними торговлей и коррупцией;

22. работать с другими регионами и в рамках многостороннего сотрудничества по вопросам, связанным с ФЛЕГ;

Настоящим мы также подтверждаем решимость

23. одобрить связанный с настоящей Декларацией Индикативный перечень действий, который представляет собой рамочную основу для выработки возможных действий правительствами, а также структурами гражданского общества, включая частный сектор, в целях реализации намерений, изложенных в настоящей Декларации;

24. призвать соответствующие международные и региональные организации и процессы, связанные с лесной политикой, в т.ч. научные учреждения (см. Приложение I) в соответствии со своим мандатом поддержать Санкт-Петербургскую Декларацию и реализацию Индикативного перечня действий;

25. призвать международный координационный комитет продолжить выполнение своей роли организатора процесса ЕСА ФЛЕГ с фокусом на реализацию Санкт-Петербургской Декларации и ее Индикативного перечня действий

26. обратиться к Всемирному банку с предложением о продолжении выполнения им важной роли организатора реализации Санкт-Петербургской Декларации и ее Индикативного перечня действий

27. договориться о проведении встречи соответствующего уровня совместно с представителями гражданского общества и частного сектора в течение следующих двух-трех лет для обмена опытом реализации Декларации и извлеченными уроками, а также для определения направлений деятельности, требующих дальнейших действий и сотрудничества;

28. договориться о проведении следующей министерской конференции в течение последующих пяти лет для оценки достигнутых результатов в области правоприменения и управления в лесном секторе, включая реализацию Индикативного перечня действий и определения дальнейших необходимых шагов;

29. пригласить другие страны присоединиться к Декларации и поддержать реализацию Индикативного перечня действий.

Эта Декларация принята путем аккламации следующими странами: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Германия, Греция, Грузия, Дания, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Киргизстан, Китай, Латвия, Литва, Македония (FYR of Macedonia), Молдова, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Швеция, Швейцария, Эстония, Япония


Санкт-Петербург, Россия

25 ноября 2005 года

Министерский процесс по проблемам правоприменения и управления в
лесном секторе Европы и Северной Азии

     

Индикативный перечень действий (ИПД) по реализации
Санкт-Петербургской Декларации


Настоящий Индикативный перечень действий (ИПД) призван выступить в качестве общего рамочного документа по возможным действиям, предпринимаемым правительствами, а также гражданским обществом (включая неправительственные организации и частный сектор). Выбор элементов будет зависеть от конкретных потребностей, являющихся приоритетными для той или иной страны. Элементы настоящего ИПД также будут способствовать мобилизации поддержки со стороны доноров и многосторонних организаций.

1 Национальный уровень в пределах региона ЕСА

(i)

Политические основы

-

Формирование и реализация в приемлемые сроки национального плана действий, интегрированного в структуру национальной лесной политики и содержащего четко установленные цели, мероприятия и индикаторы успешности их выполнения, направленные на решение вопросов, поставленных в Декларации;

________________

Под национальным планом действий следует понимать либо конкретный план, либо расширенный перечень мероприятий, интегрированный в национальные лесные программы или программы эквивалентные им.

-

Создание национального механизма эффективного межведомственного, межотраслевого и многостороннего сотрудничества, направленного на разработку и реализацию плана действий на согласованной и прозрачной основе;

-

Периодическое представление отчетов о ходе реализации плана в соответствии с согласованными целями и индикаторами;

-

На основе согласованных целей и индикаторов провести базовый анализ с тем, чтобы полученные в 2010 году к следующей министерской встрече результаты, использовались для определения эффективности реализации Индикативного перечня действий на национальном уровне;

-

Признать разработку и осуществление национальных планов действий в качестве приоритетной задачи в национальных запросах на поддержку и финансирование со стороны международных финансовых органов таких как Всемирный банк, FAO, прочие международные организации и двусторонние донорские агентства.

(ii)

Законодательная система

-

Достижение общего понимания концепций, определений и терминов, связанных с процессом ФЛЕГ, между различными заинтересованными сторонами;

-

Анализ и, при необходимости, совершенствование лесного и связанного с ним законодательства в целях борьбы с нелегальными рубками и коррупцией и создание, при необходимости, соответствующего потенциала для эффективной реализации и применения такого законодательства. В этой связи, рассмотрение риска возникновения "ложных стимулов" за счет чрезмерного увеличения стоимости "легальной" лесной продукции; и необходимости обеспечения доступа сельского населения, особенно бедных слоев населения сельских районов, к основным лесным ресурсам, например, топливной древесине.

-

Содействие однозначному и полномасштабному признанию прав собственности и прав на использование ресурсов за счет разработки и распространения:

-

Четких требований и обязательств в отношении прав землевладения и землепользования;

-

Четких и однозначных юридических определений и нормативов, касающихся лесных ресурсов и методов ведения лесного хозяйства;

-

Открытого и прозрачного процесса предоставления прав и платы за пользование лесными ресурсами.

(iii)

Создание институциональной основы и потенциала

-

Обеспечить надлежащее применение таможенных кодов в целях облегчения точного контроля товаропотоков древесины и лесной продукции;

-

Создание открытой и прозрачной базы данных о внутренней и международной торговле древесиной и лесной продукцией в целях контроля и представления данных о ходе выполнения поставленных задач;

-

Поддержка сбора и распространения в доступной для общественности форме информации, касающейся управления парками, охраняемыми территориями, лесными концессиями и другими лесными объектами;

-

Предоставление более широких возможностей заинтересованным сторонам лесной отрасли, включая частный сектор, а также неправительственные организации в области охраны окружающей среды, социальной сферы и развития, а также организаций коренных народов, для повышения уровня осведомленности общественности о значимости нарушений лесного законодательства и участия в формировании и реализации государственных стратегий, связанных с управлением и правоприменением в лесном секторе;

-

Укрепление институциональных механизмов и наращивания возможностей и поддержка мониторинга, оценки и представления результатов с участием представителей различных групп заинтересованных сторон, в том числе гражданского общества и частного сектора;

-

Сотрудничество с заинтересованными странами в реализации региональных и/или национальных стратегий или планов действий, включая обучение должностных лиц, ответственных за правоприменение в лесном секторе, сотрудников таможенных органов, прокурорских работников, а также представителей частного сектора и гражданского общества в целях создания потенциала для применения инструментов контроля лесной деятельности и условий ее осуществления; (также на международном уровне)

-

Наращивание возможностей внедрения инструментов борьбы с коррупцией.

(iv)

Устойчивое управление лесами

-

Предоставление информации о нормативных актах, касающихся распределения лесных ресурсов и устойчивого лесоуправления, для всех заинтересованных сторон, связанных с лесной отраслью;

-

Уделение приоритетного внимания борьбе с нелегальными рубками и браконьерством и укрепление правоприменения на лесных территориях, в том числе и на особо охраняемых;

-

Создание условий, а также пропаганда использования инструментов и методов, связанных с устойчивым лесоуправлением и лесопользованием, позволяющих принимать гибкие экономически эффективные решения, которые могут включать:

-

Ответственные закупки древесины частными и государственными структурами;

-

Системы управления окружающей средой, руководства и планы по лесоуправлению для соответствующих типов лесов;

-

Возможности оперативного контроля/системы слежения в частном секторе, включая обследования с помощью ГИС и независимые системы верификации;

-

Сертификация цепи поставок в отношении отдельных источников происхождения продукции;

-

Кодексы поведения для производителей и покупателей;

-

Системы сертификации для устойчивого лесоуправления;

-

Спутниковая информация и данные ГИС.

-

Мониторинг и оценка лесных ресурсов и лесохозяйственных мероприятий и предоставление информации общественности на своевременной основе и в доступном формате;

-

Оценка адекватности финансирования и управления государственными лесами и, при необходимости, определение способов укрепления системы устойчивого управления ими;

-

Принять меры для обеспечения эффективного управления и надлежащей поддержки особо охраняемых природных территорий, сохранения лесного биоразнообразия и негосударственных лесов.

(v)

Сельское развитие, обеспечение средств к существованию и борьба с бедностью

-

При взаимодействии с более широкими программами сельского развития, определение, создание и финансирование расширенных альтернативных экономических возможностей для зависящих от лесов групп населения с целью сокращения масштабов незаконной лесной деятельности и снижения нагрузки на лесные экосистемы. Эти мероприятия могут включать следующее:

-

Содействие инвестициям и создание альтернативных видов занятости и источников доходов,

-

Развитие связанных с лесами и альтернативных источников энергии,

-

Создать возможности увеличения доходов для местного населения из устойчиво управляемых лесов.

(vi)

Торговля и таможня

-

Выявлять трансграничные районы, наиболее уязвимые с точки зрения нелегальной торговли древесиной, и уменьшать их уязвимость.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»