РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (89) 5
Комитета Министров государствам-членам


Относительно защиты и повышения значимости археологического наследия в
контексте работ по городскому и сельскому планированию

Принята
 Комитетом Министров
 13 апреля 1989 года
 на 425-м заседании



Комитет министров в соответствии с положениями ст.15.b Устава Совета Европы,

учитывая, что целью Организации является достижение большего единства между ее членами для содействия их экономическому и социальному прогрессу;

принимая во внимание Европейскую конвенцию об охране археологического наследия и Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы;

учитывая, что археологическое наследие является главным элементом коллективной памяти и культурного своеобразия народов Европы;

учитывая, что эволюция городского и пространственного планирования, жилищное развитие и основные общественные работы порождают проблемы защиты археологического наследия, не относящиеся к этим работам;

подчеркивая, что защита и повышение значимости археологического наследия является важным фактором культурного и экономического развития, а также роста туризма,

рекомендует правительствам государств-членов:

I. завершить и модернизировать проведение национальных археологических инвентаризаций в качестве существенного предварительного условия любой консервационной политики:

i. продолжая работы по проведению систематических национальных археологических инвентаризаций вместе с составлением научных образцов исследования почвы и подпочвенных слоев должны автоматически включать исследование археологических данных;

ii. - при создании археологических банков данных, связанных с другими источниками информации о почве и подпочвенных слоях, информация должна доводиться до застройщиков менеджерами по управлению археологическим наследием, особенно путем передачи карт;

II. усилить или создать, где это необходимо, на национальном, региональном или местном уровнях, надежные научные и административные структуры, способные управлять проектами развития, включая археологические данные, и развивать полезное международное сотрудничество, особенно в трансграничных регионах;

III. принять необходимые правовые и административные меры для учета археологических данных в процессе городского и сельского планирования:

i. принимая такие меры, как гарантии правовой защиты археологического наследия на основе законодательства о консервации, наследии и городского планирования;

ii. обеспечивая участие археологов на последующих стадиях процесса городского и пространственного планирования с целью получения заключения по работам под их контролем;

iii. проводя консультации в отношении мест, представляющих интерес с точки зрения археологии, между археологами, проектировщиками и застройщиками с целью разрешения, где это необходимо:

- модификации планов развития, имеющих большое влияние на археологическое наследие;

- выделения значительного времени и ресурсов для проведения соответствующего научного изучения мест и публикации результатов;

IV. поощрять в контексте главных направлений развития:

i. имплементацию совместных методов работы, упомянутых в разделах Б и В приложения к данной рекомендации;

ii. развитие договорной политики, выработанной между застройщиками и археологами, используя:

а. положения, которые не только возлагают ответственность на застройщиков в отношении археологического наследия, но и позволяют им принимать участие в разработках и получении выгоды от их результатов;

b. выработать в общих чертах договоры, содержащие права и обязанности каждого партнера, включая процесс сбора данных, подготовки публикаций и повышения значимости археологических мест;

iii. увеличение материальных ресурсов для спасательной археологии:

a. путем принятия в законодательном порядке положений, полностью обеспечивающих финансирование необходимых археологических операций при проведении основных работ общественного характера из соответствующего бюджета;

b. обеспечивая покрытие из этого бюджета как части изыскательских работ, требуемых для принятия мер предосторожности экологического и регионального планирования, предварительного археологического исследования и изучения, так и заключительной публикации результатов;

iv. разрешение специфических проблем общества, связанных с археологией при проведении общественных работ:

a. предусматривая обучение высококвалифицированного персонала, вовлеченного в предварительные археологические работы при проведении общественных работ;

b. предоставляя такому персоналу большие профессиональные гарантии.

V. поддерживать программу обеспокоенности среди избранных представителей, подрядчиков, общественности и особенно среди молодых людей, объясняя для сообщества важность понимания, изучения, сохранения, повышения роли и интерпретации археологического наследия как главного элемента культурного своеобразия Европы.

Приложение
к рекомендации N R (89) 5



А. Введение - цель рекомендации.

Деятельность Совета Европы, которая привела к принятию этой рекомендации, имеет своей целью защиту археологических останков в контексте работ по проведению нового строительства в городах и сельской местности. Такие проекты могут проводиться как в общественном, так и в частном секторе. Они могут относиться к строительству сооружений или к развитию инфраструктуры и коммунального хозяйства. Среди этих работ особенно важны, в частности, основные общественные работы (шоссейные дороги, подземные железные дороги, трассы для высокоскоростных поездов, перепланировка центров исторических городов, автомобильных стоянок и т.п.) или программ физического планирования (восстановление лесных массивов, земельная консолидация и т.п.) с тех пор, как масштаб таких работ представляет особую опасность для исследования и защиты археологического наследия.

К этим работам относятся несколько разделов законодательства: особое законодательство об археологических активах, более общее законодательство об охране культурного наследия, законодательство о городском планировании, общественных работах, разрешениях на строительство и т.п.

Учитывая различия одной страны от другой, а также весь комплекс процедур на национальном, региональном и местном уровнях, представляется соответствующим, что данная рекомендация связана с принципами и особенно с методами, не вдаваясь в детали тех положений, которые необходимо установить в законодательном порядке, что относится к ответственности каждого государства.

Б. Развитие новых методов работы.

Обзор тенденций развития в различных странах и обсуждение на европейском уровне показывают, что значительное количество принятых решений, которые благоприятствуют развитию совместного метода работы лучше адаптированы к рассматриваемым целям.

а. Технические и научные решения.

Опыт основных общественных работ на местах показывает существование следующей новой практики:

i. Используемое оборудование прямо основано на технике для основных общественных работ на местах (например, использование тяжелой техники стало обычным в крупномасштабных очистных работах, а найм рабочих ручного труда теперь применяется редко);

ii. Археологи оценивают работы, которые необходимо выполнить настолько детально, насколько это возможно. Сметы расходов, сроки исполнения и непредвиденные отчисления являются каждодневными обязательными условиями и должны быть согласованы с археологами и аналогичным образом с инженерами по проведению общественных работ;

iii. Проводя такую оценку, расчеты лимитов времени должны быть исключительно реалистичными с тем, чтобы эти лимиты могли быть доступны всем, кто с ними связан. Время, используемое застройщиками, должно соответствовать времени, необходимому для археологов;

iv. Наложение таких строгих лимитов рассчитано на людские ресурсы, поэтому финансовые ресурсы соответствуют размерам работ на местах. Все больше и больше прослеживается тенденция, что команда археологов становится одной из основных среди специалистов, задействованных в программах основных общественных работ;

v. Положение археологов становится, таким образом, связанным с остальными видами общественных работ и зависит от правильных установок научных задач, другими словами, от существования ясной формулировки проблемы.

b. Юридические решения.

i. Применение норм об использовании земель.

Обзор Совета Европы о "праве и его применении", а также официальные доклады, представленные на рассмотрение в Ницце, указывают на существование целого ряда формул: от отсутствия специального законодательства до автоматической защиты любых останков, датируемых ранее определенного периода.

________________

The law and its application, comparative study of the situation in several European countries , Doc. CDPH / Nice (87) 1, Strasbourg, 1987.


Одно решение возникает из опыта большинства стран Европы. Общепринято, что необходимо принять нормы, уполномочивающие археологические службы проводить консультации перед началом любых работ вручную, способных причинить ущерб археологическому наследию. Предметом таких консультаций должны являться всевозможные средства защиты в зависимости от обстоятельств: создание более или менее защищенных зон, контроль над выдачей заявлений на разрешение строительства, меры в пользу археологии и т.д.

ii. Договорные решения.

Это новая категория, которая предусматривает более точное закрепление меняющихся отношений между археологами и застройщиками: договорные обязательства (соглашения) дополняющие положения, содержащиеся в нормативных актах. Будучи более пластичными, более точными и более подходящими для каждого отдельного типа общественных работ соглашения заключаются для более лучших отношений всех заинтересованных сторон. По определению, разнообразие договоров огромно и относится ко всем областям (подземные железные дороги, шоссе, канальные туннели и т.п.).

с. Финансовые решения.

Они все продиктованы желанием примирить ограниченное время, находящееся в распоряжении застройщика, с необходимостью проведения исключительно трудоемких археологических работ. Установлено два вида решений:

i. базирующиеся на нормативных актах: финансирование должно проводится застройщиком в соответствии с законом;

ii. базирующиеся на договорах: путем заключения соглашений партнеры принимают на себя обязательства по финансированию фондов (застройщиков) и соответствию времени, устанавливаемыми археологами. Например, государство может прибегнуть к помощи ассоциаций с тем, чтобы более быстро сделать доступными фонды застройщиков и финансировать их в соответствии с ритмом общественных работ, проводящихся фирмами на больших участках.

Генеральная тенденция представляется совершенно ясно: понемногу застройщики принимают на себя ответственность за проведение археологических операций при работе на местах. Данный феномен наблюдается даже в странах, где основные общественные работы являются фактом развития только в последние годы. Согласно примерам, описанным в вышеуказанном исследовании, кажется, в настоящее время представляется совершенно ясным только один путь - найм команд археологов, достаточно больших и обладающих необходимыми навыками для всего периода времени работы на местах.

С. Условия успешного гармоничного развития и охранных работ

Будучи главной задачей существования достаточно стабильных научных и административных структур, имеющими определяющее значение для имплементации политики сохранения в различных странах, возможно принятие определенного количества правил путем издания "кодекса поведения", который может быть приемлем для застройщиков и археологов соответственно.

а. Меры предосторожности, подлежащие принятию перед началом полевого вмешательства любого рода.

i. Инвентаризация и нанесение на карты мест, представляющих археологический интерес - это один из существенных методов при принятии заблаговременно решения касающегося места, над которым нависла угроза: от создания археологических заповедников до разрешения проведения раскопок без ограничений. Информация, полученная от инвентаризаций и картографирования мест, представляющих археологический интерес, должна быть использована для минимизации любого ущерба, причиняемым археологическим останкам.

ii. Выработка регулирующих процедур, обязательных для археологов при проведении консультаций, Европейский опыт показал трудности, возникшие вследствие отсутствия таких процедур. Застройщики начинают консультировать археологов по их собственной инициативе, но этого недостаточно. Это находится в интересе обоих партнеров, что необходимо существование условий путем принятия норм для совместной проверки проектов основных общественных работ с начальной стадии планирования. Например, применение этого метода изучения при строительстве шоссейных автодорог позволило застройщикам избежать многих трудностей, а археологам - более эффективно планировать их меры вмешательства и сохранения.

iii. Заключение специальных соглашений (договоров) по каждой программе основных общественных работ. Несмотря на то, что нормы права обладают необходимой силой, иногда сложно обеспечить их применение. Договор - более точен и создает условия, при которых застройщики и археологи могут работать совместно.

b. Стадии полевого вмешательства.

i. Стадия систематического изучения внутри границ мест, затронутых общественными работами. Такое изучение должно быть выполнено не только в местах основных работ, но и соответствующие пространства подготовительных работ. Эта стадия включает геофизическое изучение почвы, взятие образцов, свидетельствующих о состоянии палеолитического слоя и т.п.

ii. Стадия зондирования, включая ручное и механическое тестирование, является существенным предварительным условием для составления детального расписания археологических работ и подготовки точного бюджета. Сейчас это становиться общепринятой практикой как в городе, так и в сельской местности.

iii. Если раскопки будут длиться более одного года, то они должны быть спланированы по единой программе, с тем чтобы обеспечить изучение обширных мест, представляющих археологический интерес, без долгих перерывов и, что более важно, без коллективов, привлеченных к работам в таких разбросанных местах. Представляется, что неудачи, произошедшие за последние двадцать лет, имеют своей причиной большей частью невозможность использования одной и той же группы исследователей на одном и том же месте вплоть до окончания археологических работ.

с. Необходимые работы после окончания полевого вмешательства.

Существуют три фактора, которые археологам и, в большей или меньшей степени, застройщикам необходимо иметь в виду.

i. Все данные, полученные во время раскопок, должны быть зафиксированы фотомеханическим способом. Это влечет за собой требующую временных затрат классификацию, запись, консолидацию и реставрационную работу по различным пунктам, завершение лабораторных анализов, начатых на предыдущей стадии и т.п.

ii. Результаты, полученные во время полевых работ, должны быть в скорейшем времени представлены широкой публике. Эти научные разработки и "паблик рилейшенз" могут принимать самые разнообразные формы: статьи в прессе, выставки с каталогами, буклеты, лекции и т.п.Необходимо выработать политику по защите и повышению значимости мест, представляющих археологический интерес.

iii. Необходимо использовать услуги избранных групп исследователей с целью подготовки к публикации заключительного доклада. Опыт показывает, что застройщики принимают идею, что широкомасштабные археологические работы в качестве части своей программы должны включать публикацию результатов исследований вместе со временем на изучение и печать, затраченное ранее.

iv. Классификацию необходимо провести до окончания полевых работ для депозитирования объектов и архивирования мест в соответствующем музее или археологическом центре. Также должен быть обеспечен доступ к этим материалам.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»