РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (86) 11
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

По открытому городскому пространству

Принята
 Комитетом Министров
 12 сентября 1986 года
 на 399-й встрече
 заместителей Министров



Комитет Министров, руководствуясь ст.15.b Устава Совета Европы,

Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами для содействия их экономическому и социальному развитию;

Считая, что достижение этой цели должно обеспечиваться государствами-членами путем обмена опытом и информацией по темам, представляющим взаимный интерес;

Считая, что Совет Европы через европейскую кампанию по городскому возрождению городов и последующую рабочую программу по городской политике создал серьезную основу, способствующую таким переговорам между городскими властями государств-членов;

Отмечая, что рабочая программа по городской политике сконцентрировала прежде всего примеры стратегии и политики, помогающих расширить рамки человеческого существования в городах;

Считая, что частично качество городской окружающей среды зависит от типа, масштаба, границ, доступности и пригодности открытого и общественного пространства;

Имея в виду, что представленные сообщения и результаты семинаров в Норчепинге (1-4 июня 1981 года) и Дареме (20-23 сентября 1983 года), которые были посвящены обсуждению обеспечения состояния и лучшего использования открытого городского пространства, являются частью Европейской кампании по возрождению городов;

Считая поэтому, что было бы своевременным подготовить правительствам рекомендации по этому предмету с верой в то, что это проложит путь для ощутимых позитивных результатов, принесущих пользу жителям европейских городов;

Считая, что более всего необходимо изменить отношение части публичных властей, чем добиваться абсолютного увеличения средств;

Высказывая в этой рекомендации пожелания по следующим позициям:

1. определить открытое пространство, утвердить его ценность, выявлять угрозы, исходящие в основном из нерешенных проблем его использования;

2. определить стратегии для обеспечения, развития и сохранения открытого пространства;

3. подчеркнуть важность сотрудничества в этом направлении особенно на местном уровне;

Рекомендует правительствам государств-членов:

1. Признать и принять в расчет следующие соображения:

1.1. Города - это не только здания. Открытое пространство формирует фундаментальную часть городской среды и историческое наследие города;

1.2. Открытое пространство покрывает широкую область общественных и частных зон в исторических городах и новых образованиях и образует структуру для различного рода деятельности, которая может измениться со временем и использованием;

1.3. Открытое пространство является важной частью городского наследия, весомым элементом архитектурной и эстетической форм города, играющей важную образовательную роль; кроме того, оно имеет экологическую значимость, важно в социальном взаимодействии, благоприятствует общественному развитию и поддерживается экономическими целями и мероприятиями;

1.4. Использование открытого пространства способствует законным стремлениям городского населения улучшить качество его жизни, так же как и расширению социальных связей, чувств безопасности и поддерживает в этом плане защиту прав человека в созданном окружении;

1.5. Значение открытого пространства частично отражает текущие социальные процессы и практику городского планирования;

1.6. Несмотря на реализацию этого, все еще существуют угрозы и риск по отношению к открытому пространству, происходящие от нерешенности проблем в использовании, недостатков в планировании и отсутствии координации между различными органами;

2. Предпринять шаги с целью гарантии того, чтобы обеспечение безопасности и организации открытого пространства являлось неотъемлемой частью городского развития, и, в частности:

2.1. Гарантировать, чтобы открытое пространство адекватно защищалось и охранялось;

2.2. Поощрять обеспечение открытого пространства и стремиться к гарантии того, чтобы оно отражало реальные нужды жителей, уважало существующий характер городского "зерна", используя все доступные ресурсы, способствовало социальной связи и являлось результатом адекватного диалога и сотрудничества между всеми заинтересованным специалистами, властями и институтами;

2.3. Организовывать и расширять открытое пространство через определение и разрешение конфликтов, достижение и создание доступности и привлекательности и поощрение соответствующих уровней использования;

     3. Признать, что защита, обеспечение и организация открытого пространства должны базироваться на ряде подходов, а именно:

3.1. Тесной координации направлений национальной политики;

3.2. Признании специфической роли местных властей;

3.3. Поддержке, насколько это возможно, общественности и сопутствующих схем;

3.4. Поддержке инициатив частного сектора и соответствующих органов;

3.5. Особом внимании к образованию и информации.

4. При обеспечении выполнения этой рекомендации принять в расчет положения, относящиеся к вышеуказанным параграфам с 1 по 3, изложенным в приложении к нему.


Приложение
к Рекомендации N R (86) 11



1.1. Города - это не только здания: открытое пространство формирует фундаментальную часть городской среды и историческое наследие города.

Хотя в прошлом в городах и создавались, без обращения внимания на другие идеи, большие участки открытого пространства, такие как впечатляющие общественные площади и парки, часть которых была заимствована из древности: агора, форум, места для гуляния и пешеходные зоны, однако значением, ценностью и ролью открытого пространства, особенно в неформальном и маломасштабном окружении, очень часто пренебрегали, а его способность положительно влиять на здоровье общества просто игнорировалась.

Очень легко отыскать вблизи наших домов, работы, школ, магазинов места, где слишком мало внимания уделено использованию открытого пространства. Зачастую оно слишком сжато или же очень велико, непривлекательно и недружественно, планировка его перегружена или, наоборот, оно выглядит неподходящим или же слишком строгим. Конечно, его может не существовать вообще, а там, где оно все-таки есть, то выглядит пережитком по сравнению с имеющими место другими направлениями развития - жилищным строительством, окружающей средой, консервацией. Слишком мало искусства и средств вкладывается в открытые пространства, получающие остатки бюджетных денег вместе с жилищным и дорожным строительством, автостоянками, средствами обслуживания и прочими общественными службами, с которыми они связаны. А ведь когда пространства хорошо спланированы, то они обеспечивают основной "образ" города.

Даже с существующими зелеными зонами, общественными парками и площадями они не всегда спланированы таким образом, чтобы способствовать их восприятию городскими жителями.

Эта невнимательность или неадекватное восприятие вызывают сожаление особенно с той поры, когда формы открытого пространства стали основополагающей частью городской окружающей среды и городского исторического наследия.

1.2. Открытое пространство включает в себя широкую область общественных и частных зон в исторических городах и новых образованиях, и образует структуру для различного рода деятельности, которая может измениться со временем и использованием.

Открытое пространство охватывает широкую зону частных и общественных зон, включающих в себя общественные площади, парки, пешеходные зоны и зоны, свободные от движения транспорта, игровые и спортивные площадки, набережные, железнодорожные станции, бульвары и улицы.

К этому можно добавить, что существует большой запас неизвестного или не оцененного по достоинству пространства, например, неформальное, зачастую маломасштабное пространство между или позади зданий, и, в большинстве индустриальных городов, неиспользуемая заброшенная земля, которая может быть использована обществом.

Открытое или общественное пространство является частью городской инфраструктуры, создающейся постепенно или же сразу, обдуманно или непроизвольно.

Следовательно, оно всегда подразумевается в нашем понимании города, хотя и не всегда ясно выражено в планировочных мероприятиях.

1.3. Открытое пространство является важной частью городского наследия, весомым элементом архитектурной и эстетической форм города, играющей важную образовательную роль; кроме того, оно имеет экологическую значимость, важно в социальном взаимодействии, благоприятствует общественному развитию и поддерживается экономическими целями и мероприятиями.

Открытое пространство является не только фундаментальной частью городского наследия и весомым элементом в архитектурной и эстетической форме в созданном окружении города, оно также обладает значительным числом различных функций и ценностей.

Оно играет важную образовательную роль, через его использование, способствуя пониманию города и отождествлению с ним; оно важно экологически не только в поддержании или привнесении в городские зоны растительности, но также и в поддержке "дикой жизни" и способствовании понимания природы; оно важно для социального взаимодействия, благополучия индивидуумов и играет значительную роль в развитии общества и в формировании общественной гордости, а также помогает ослаблять присущие напряженность и конфликты в лишенных его европейских городских зонах; оно имеет важное значение в обеспечении рекреационных и досуговых нужд общества и обладает в итоге экономической ценностью в увеличивающемся окружении, в котором преобразование открытого пространства играет решающую роль, помогающую экономическому возрождению городов не только через создание рабочих мест, но и через повышение привлекательности города как места для деловых инвестиций и пользующегося популярностью для проживания.

1.4. Использование открытого пространства способствует законным стремлениям жителей городов улучшить качество их жизни, так же как и расширению социальных связей, чувств безопасности и поддерживает в этом плане защиту прав человека в созданном окружении.

Пространство, существенная и доминирующая часть исторической структуры и современного физического строения городов, весьма важно в обеспечении и поддержке более широкого человеческого измерения по отношению к строительству, существующей и работающей окружающей среде. Оно является жизненным фактором в благополучии индивидуумов и общества.

Культурная деятельность и человеческое процветание нуждается, помимо прочего, в том, чтобы мы имели пространство, где бы можно было задержаться, пройтись, встретиться по предварительной договоренности, а не случайно. Большинство из нас немедленно признают места, где эта цель достигнута.

Невозможно говорить о гуманитарных правах, не говоря о правах человека в созданном окружении; тщательно продуманное обеспечение и использование пространства является важным элементом в поддержке этих прав.

1.5. Значение открытого пространства частично отражается в текущих социальных процессах и практике городского планирования.

С недавнего времени наблюдается возрождение интереса к общественному пространству. Реабилитационные направления имеют главный компонент, касающийся пространства, и привносят лучшее понимание концепции и значимости открытого пространства.

Люди все более убеждаются в ценности и качестве окружающей их среды. Социальные изменения, такие как возрастающие запросы в организации спорта и досуга подчеркивают необходимость наличия большего и лучшего открытого пространства. Значение открытого пространства в обеспечении человеческого измерения в городах признается во все возрастающем масштабе. Качества улиц, закрытых пространств не являются ограничительными знаками для специфических целей и, следовательно, способны использоваться для более широких вновь открытых вариантов деятельности. Рост понимания, что характер города в большей степени выражается через его открытые пространства, и эти хорошо очерченные открытые пространства привлекают людей, обеспечивают необходимое место для встреч. Открытое пространство выражает коллективную жизнь города и выступает в качестве элемента социальной связи. Оно является своего рода общественной гостиной для данной местности.

Кроме этого, экономический спад, безработица и, как следствие, снижение возможности загородных прогулок повысило необходимость в обеспечении и расширении пространства в местных районах, делая в то же время возможным привлечение дополнительной рабочей силы для решения этого вопроса.

1.6. Несмотря на реализацию этого, все еще существуют угрозы и риск по отношению к открытому пространству, проистекающие от нерешенности проблем в использовании, недостатков в планировании и отсутствии координации между различными органами.

Несмотря на все возрастающее понимание значимости открытого пространства, все еще существуют угрозы, риск и недостатки, например, открытое пространство часто нарушается бесконтрольным строительством и развитием дорог, и остается еще многое сделать для ограничения вторжения на улицы и в общественные зоны автомобильного транспорта; очень часты случаи изменения открытого пространства вследствие несоответствующего использования; в некоторых исторических городах существуют настоящие проблемы из-за чрезмерно развитого туризма, незаконно захватывающего свободные пространства; во многих городах существуют проблемы загрязнения, особенно собаками, улиц и других открытых мест.

Часто возникают конфликты между местными нуждами и более широкими общественными интересами на почве использования пространства. Трансформация частных участков в общественное пространство, зачастую представляющая собой позитивное развитие, не всегда обеспечивает адекватное общественное использование и доступность в связи с дальнейшим несоответствующим или чрезмерным регулированием.

Поэтому часто имеет место широкое расхождение между предполагаемым использованием и последующей реальностью главным образом потому, что положение пространства зачастую базируется больше на искусственных предположениях, чем на проведенных научных наблюдениях.

В итоге, как предложено в п.1.1., планирование открытого пространства, не всегда явно выраженное в начале, часто рассматривается как остаточное явление по сравнению с остальными выполненными требованиями.

2.1. Гарантировать, чтобы открытое пространство адекватно защищалось и охранялось.

Городское открытое пространство должно являться форумом для постоянного взаимодействия индивидуальной и коммерческой деятельности.

Это означает, что прежде всех остальных инвестиций должен быть востребован запас существующих ресурсов и мер, предназначенных для их защиты.

Осознание вариативности использования

Для обеспечения адекватных мер охраны и безопасности существующего открытого пространства наших европейских городов требуется, прежде всего, сделать все возможное для поддержки тех из них, которые связаны с содержанием городского пространства, и для более ясного понимания текущих процессов, происходящих на этих пространствах. Только путем признания многофункциональности требований - поддержания состояния, обновления и нового строительства, - вытекающих из специфики мест, вовлеченных в городское развитие, можно будет с уверенностью определить, какие адекватные меры охраны должны применяться к существующим ресурсам.

Роль окружающих построек.

Новые направления в развитии городов приводят, в ряде случаев, к утрате фасадов. Зачастую индивидуальные, "одноразовые" сооружения, поставленные в присущем им окружении, имеют тенденцию изменять традиционные лицевые фасады. С целью отвести возможную угрозу существующему городскому пространству путем изменения его ценности и характера, особое внимание должно быть уделено сохранению или перемещению здания с тем, чтобы помочь определению границ пространства и не допустить его полной утраты, так как использование окружающих построек на новых площадях открытого общественного пространства зачастую играет решающую роль в дальнейшем использовании существующих площадей.

Лучшее понимание значимости пространства.

Городское развитие должно искать пути расширения ресурсов существующего городского пространства, а не уничтожать их. Большее понимание исторической, архитектурной и социальной значимости индивидуального открытого городского пространства и его отношение к другим - и к расширяющейся городской площади - поможет избежать "бездумного уничтожения", или же в лучшем случае равнодушного обращения с этими важными элементами, которые превращают города в тихие гавани, позволяя гарантировать то, что улицы, площади и прочие общественные места охраняются как площади персонального взаимодействия.

2.2. Поощрять обеспечение открытого пространства и стремиться к гарантии того, чтобы оно отражало реальные нужды жителей, уважало существующий характер городского "зерна", используя все доступные ресурсы, способствовало социальной связи и являлось результатом адекватного диалога и сотрудничества между всеми соответствующими специалистами, властями и институтами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»