Недействующий

     

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

     
ПИСЬМО

от 29 декабря 2006 года N 03-06-01-05/18


[О налоге на имущество физических лиц]

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с отменой с 1 января 2015 года
Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1
"О налогах на имущество физических лиц"
на основании
Федерального закона от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ
____________________________________________________________________

 


Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 06.12.2006 N 01-2-02/1335 о налоге на имущество физических лиц и сообщает следующее.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

Обращаем внимание, что пунктом 10 статьи 14, пунктом 15 статьи 17, пунктами 12 и 13 статьи 18, статьей 43 и статьей 44 Закона РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон РСФСР N 1244-1) в редакции от 15 мая 1991 года были установлены льготы по уплате налогов, в форме освобождения от уплаты различных видов налогов для различных категорий граждан.

Вместе с тем, в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) были внесены изменения в вышеуказанные статьи и исключены льготы по налогам.

В соответствии с Законом РСФСР N 1244-1 (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ) указанной категории граждан предоставляется возмещение вреда и меры социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

По мнению Департамента, возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом N 122-ФЗ, не являются налоговыми льготами.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что в настоящее время правовых оснований для предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц указанной категории граждан на федеральном уровне не имеется.

Вместе с тем, налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, могут быть установлены решением представительных органов муниципального образования.

Директор Департамента
И.В.Трунин

     

     

Приложение

Письмо Федеральной налоговой службы
от 06.12.2006 N 01-2-02/1335



О налоге на имущество физических лиц


в связи с многочисленными запросами налоговых органов по вопросу предоставления налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Таким образом, норма Закона N 2003-1, устанавливающая льготу указанной категории граждан, является отсылочной нормой к законодательным актам Российской Федерации, устанавливающим социальные гарантии государства таким лицам.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Закон Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, согласно которым с 1 января 2005 года отменены льготы, связанные с освобождением от уплаты налогов, в том числе и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

На основании изложенного, по мнению ФНС России, отсутствуют основания для предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.06.2006 N 273-О указал, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда. Особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба.

По смыслу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, при переходе с 1 января 2005 года к новому правовому регулированию обеспечения мерами социальной поддержки в отношении граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ часть льгот, предоставлявшихся ранее Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты.

Ежемесячная денежная выплата по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан-чернобыльцев, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты. Поэтому, предусматривая взамен части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий компенсаторный механизм покрытия соответствующих потерь (в денежном выражении), федеральный законодатель должен был исходить из необходимости обеспечения всем гражданам-чернобыльцам, как лицам с особым правовым статусом, реальных возможностей располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.

При этом необходимо учитывать, что в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в Закон Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", изменений в Закон N 2003-1 в части предоставления льгот по названным налогам вышеназванной категории граждан не вносилось.

В этой связи ФНС России просит разъяснить порядок применения пункта 1 статьи 4 Закона N 2003-1 в части предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Н.Шульгин

     


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»