Неактуальный

Малый бизнес в России: статистика и законодательство

Финансы и бизнес, N 1, 2008 год
Я.Д.Ширяева,

канд.экон. наук, ведущий специалист сектора

аналитическо-правового обеспечения юридического

управления аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Малый бизнес в России: статистика и законодательство



Современное состояние малого бизнеса в России и общепризнанная во всем мире необходимость его поощрения со стороны государства диктуют важность рассмотрения как места малого предпринимательства в национальной экономике, так и его правового регулирования. В данной статье обращается внимание на статистику субъектов малого предпринимательства и на относящиеся к ним нормативно-правовые акты.

В России к субъектам малого предпринимательства относятся как малые предприятия, т.е. юридические лица, так и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели по своей сути являются некоторым соединением юридического и физического лица. По нашему мнению, с точки зрения организационно-правовой формы наиболее "неприятным" отличием малого предприятия от индивидуального предпринимателя является то, что по своим долгам малое предприятие отвечает в пределах своего уставного капитала, а индивидуальный предприниматель - всем своим имуществом. Учитывая постоянный рост доначислений по итогам выездных налоговых проверок - в 2007 году суммы доначислений на одну проверку организаций увеличились в два раза (Шевцова, 2007), - указанное отличие при прочих равных условиях может объяснить стремление регистрировать свою деятельность именно в качестве юридического лица, а не индивидуального предпринимателя, хотя на сегодняшний день в России количество индивидуальных предпринимателей больше, чем малых предприятий.

Для начала обратимся к истории статистических сопоставлений российского малого бизнеса с 1992 года. До 1 января 2008 года в России субъектами малого предпринимательства признаются коммерческие организации, которые отвечают требованиям п.1 ст.3 Федерального закона РФ N 88-ФЗ от 14.06.95 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в отношении уставного капитала и в отношении средней численности работников за отчетный период. Последняя не должна превышать: 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения; 60 человек в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере; 100 человек в промышленности, строительстве, на транспорте; 50 человек в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности. Кроме того, для признания субъектом малого предпринимательства коммерческой организации необходимо было выполнить и условие по структуре своего уставного капитала*.

________________

* В уставном капитале субъектов малого предпринимательства доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25% (п.1 ст.3 Закона N 88-ФЗ от 14.06.95).


Ранее, до 20 июня 1995 года, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" к малым предприятиям относились предприятия всех организационно-правовых форм, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек).

С учетом этого именно в 1992 году удельный вес малых предприятий в общем их количестве был максимальным и составил 92%. В абсолютном выражении число малых предприятий выросло с 31 декабря 1995 года по 31 декабря 2006 года с 877,3 тыс. до 1032,8 тыс. (табл.1). Если в абсолютном выражении количество малых предприятий в 1995-2006 годах возрастало, то в относительном - уменьшилось с 39,0% в 1995 году до 22,9% в 2006 году.

Для того чтобы выяснить тенденции развития малого бизнеса в России, обратимся к динамическому ряду численности экономических агентов (табл.1). По состоянию на 1 января 2007 года в России зарегистрировано 1032,8 тыс. субъектов малого предпринимательства (Россия в цифрах, 2007, с.177).