Недействующий

     

Проект N 381225-4


Вносится
Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки
по страховым взносам, пеней и штрафов

     

     

Статья 1


Внести в статью 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст.1401; 2001, N 44, ст.4149; 2003, N 1, ст.13; 2005, N 19, ст.1755) следующие изменения:

в абзаце третьем исключить последнее предложение;

дополнить абзац третий предложением следующего содержания:

"Взыскание указанной суммы производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 2  


Внести в статью 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4832; 2002, N 22, ст.2026; 2003, N 1, ст.2, 13; 2004, N 27, ст.2711; N 30, ст.3088; N 49, ст.4856; 2005, N 45, ст.4585; 2006, N 6, ст.636, N 31 (ч.1), ст.3436) следующие изменения:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.";

пункт 4 исключить.

Статья 3


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания
недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов"



1. Проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов" (далее - проект закона) предусматривается внесение изменений в статью 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете). Эти изменения обусловлены введением внесудебного порядка взыскания штрафов, установленного статьями 25 и 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) и предоставлением Федеральным законом от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Закон от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ) органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) соответствующих полномочий.

Частью третьей статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено взыскание финансовых санкций только в судебном порядке, что нарушает единство полномочий органов ПФР по однородным требованиям. Предлагаемые изменения полностью соответствуют целям Закона от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ, поскольку требования о взыскании сумм финансовых санкций, с которыми органы ПФР обращаются в арбитражные суды, не носят спорного характера, ставят под угрозу обеспечение доступности правосудия по причине увеличения нагрузки на суды за счет дел указанной категории. Количество таких дел, рассмотренных в 2006 году, превышает 150000. Во втором полугодии 2006 года в связи с завершением проведения органами ПФР проверок исполнения страхователями своих обязательств наблюдается интенсивный рост числа упомянутых дел.

2. В соответствии с частью третьей статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании и статьей 2 Закона от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ в случае, если сумма недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащая уплате в ПФР, не превышает 5000 рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 000 рублей - для юридических лиц, взыскание этой суммы осуществляется территориальными органами ПФР самостоятельно во внесудебном порядке. Целью данного положения являлось наделение налоговых органов и органов ПФР одинаковыми полномочиями по внесудебному взысканию сумм санкций как по налогам, так и по обязательным платежам.

Указанные полномочия были расширены для налоговых органов Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", которым предусматривается внесудебный порядок применения налоговых санкций независимо от их размера, распространяющийся на случаи нарушения обязательств по уплате как налогов, так и обязательных платежей. При этом названные выше положения Закона об обязательном пенсионном страховании не были соответствующим образом скорректированы в отношении полномочий органов ПФР.

Таким образом, предлагаемые в проекте закона изменения обеспечивают создание единого правового механизма привлечения к ответственности в системе обязательного пенсионного страхования с сохранением существующих гарантий судебной защиты интересов страхователей, установленных статьей 25.1 Закона об обязательном пенсионном страховании.

     

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 381225-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в части взыскания
недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов"
, внесенный в Государственную Думу
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации



В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в статью 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающие установление внесудебного порядка взыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, подлежащих уплате в Фонд, независимо от размеров причитающихся к уплате сумм.

В настоящее время внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов предусмотрен в отношении сумм, не превышающих 5 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и 50 тыс. рублей - для юридических лиц.

В соответствии со статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога, пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, производится по решению налогового органа независимо от размеров причитающихся к уплате сумм.

Согласно законопроекту территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается наделить одинаковыми полномочиями с налоговыми органами по внесудебному взысканию обязательных платежей и применению финансовых санкций, чем обеспечивается создание единого правового механизма привлечения к ответственности в системе обязательного пенсионного страхования с сохранением существующих гарантий судебной защиты интересов страхователей.

При этом необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации установлены особенности взыскания недоимки и применения финансовых санкций в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и учреждений, финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые не нашли отражение в законопроекте.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Предусмотренное законопроектом исключение пункта 4 из статьи 25 упомянутого Федерального закона предполагает распространение на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, общего (внесудебного) порядка взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, что, по мнению Правительства Российской Федерации, неправомерно.

Исполнение судебных актов на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93_3, 93_4, 142_2, 142_3, 166_1, 218 и 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 14 статьи 25_1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Вместе с тем пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации лицевыми счетами являются счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку бюджетные средства бюджетных учреждений отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, ведение которых осуществляет Федеральное казначейство, внесудебный порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не может быть применен к бюджетным учреждениям.

В связи с чем представляется необходимым включить в законопроект положение, предусматривающее осуществление взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и с учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в судебном порядке.

Также требуется корректировка положений Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части установления соразмерных сроков для принятия руководителями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации решений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов и сроков обращения решений к исполнению, а также согласование указанных сроков со сроками, предусмотренными нормами Налогового кодекса Российской Федерации для принятия налоговыми органами решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов и обращения решений к исполнению, что позволит обеспечить единообразный подход законодателя по данному вопросу.

Кроме того, необходима юридико-техническая доработка законопроекта.

В частности, в статье 2 законопроекта дано неправильное наименование Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

На основании изложенного Правительством Российской Федерации проект федерального закона может быть поддержан при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»