Недействующий

     

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Об информационных гарантиях для участников
избирательной кампании 1993 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании  
Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2003 года N 19
____________________________________________________________________

Подтверждая гарантии свободных демократических выборов;

признавая право избирательных объединений и всех кандидатов в депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации беспрепятственно излагать свои предвыборные программы, точки зрения и вести агитацию, используя средства массовой информации;

стремясь обеспечить защиту от незаконного вмешательства в деятельность редакций средств массовой информации в период избирательной кампании;

принимая во внимание рекомендации Международной комиссии по политике радио и телевидения;

в целях обеспечения беспрепятственной агитации за и против кандидатов в депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляю:

1. Утвердить Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации (прилагается).

2. Образовать на период избирательной кампании 1993 года предусмотренный Положением Третейский информационный суд в составе 9 членов.

Утвердить состав Третейского информационного суда (прилагается).

3. Обязать все телерадиокомпании, распространителей теле-, радиопрограмм в трехдневный срок установить и публично объявить (декларировать) размеры платы за предоставление времени вещания для каждого вида предвыборной агитации.

4. Администрации Президента Российской Федерации обеспечить транспортное бытовое и организационно-техническое обслуживание Третейского информационного суда.

5. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.

Президент
 Российской Федерации
Б. Ельцин

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 29 октября 1993 года N 1792

ПОЛОЖЕНИЕ
Об информационных гарантиях предвыборной агитации

Свободные демократическое выборы, осуществление гражданами в полной мере своих избирательных прав требуют обеспечить всем кандидатам и избирательным объединениям возможность свободно излагать свои точки зрения, используя средства массовой информации, а также предотвратить незаконное вмешательство в деятельность редакций средств массовой информации в период избирательной кампании. В этих целях настоящим Положением устанавливаются следующие информационные гарантии предвыборной агитации:

1. Настоящее Положение применяется в отношении предвыборной агитации, осуществляемой через средства массовой информации (СМИ).

2. Для целей настоящего Положения следует понимать:

а) "предвыборная агитация" - сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения;

б) "виды предвыборной агитации" - политическая реклама, выступления, пресс-конференции, интервью, предвыборные дебаты, "круглые столы";

в)"политическая реклама" -оплачиваемые кандидатом, избирательным объединением либо иным лицом, действующим в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить предлагаемые действия;

г) "выступление" - личное обращение кандидата, представителя избирательного объединения к гражданам с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщение, не являющееся политической рекламой, в смысле настоящего Положения, если оно не происходит в процессе пресс-конференции, интервью, "круглых столов";

д) "пресс-конференция" и "интервью" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидата (кандидатов), их доверенных лиц, представителя (представителей) избирательных объединений к избирателям с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщения, сделанные в ходе встречи с журналистом (журналистами);

е) "предвыборные дебаты" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, в том числе касающиеся предвыборных программ (платформ) других кандидатов, избирательных объединений, сделанные в ходе публичного обмена выступлениями и вопросами;

ж) "круглый стол" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов , их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, сделанные в ходе ответов на вопросы, поставленные ведущим (журналистом-ведущим), телезрителями, радиослушателями;

з) "телерадиокомпания, осуществляющая вещание на территорию избирательного округа" _ .- _ .телерадиокомпания, зона уверенного приема теле-, радиопрограмм которой находится в пределах соответствующего избирательного округа либо примерно совпадает с его границами.

3. В течение трех недель до дня выборов время вещания предоставляется кандидатам, избирательным объединениям бесплатно на условиях и в пределах, установленных статьей 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году.

С момента регистрации кандидата, избирательного объединения соответствующей избирательной комиссией и не позднее чем за три недели до дня выборов время вещания предоставляется соответствующему кандидату, избирательному объединению за плату.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с телерадиокомпанией договора получить, по правилам настоящего Положения, за плату вещания сверх пределов, установленных статьей 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году.

Размеры платы должны носить общий и равный по отношению к кандидатам, избирательным объединениям характер.

4. Время вещания каждого вида предвыборной агитации продается отдельно.

5. Каждая телерадиокомпания в период избирательной кампании обязана предоставить всем кандидатам, избирательным объединениям возможность получить за плату равное время вещания каждого вида предвыборной агитации, но не более установленных норм: 2 минуты в сутки для вещания политической рекламы, но не более 10 % всего времени вещания, полученного кандидатом, избирательным объединением за плату; 70 минут в неделю для вещания выступлений, пресс-конференций и интервью; 350 минут для вещания предвыборных дебатов, "круглых столов" за период, предоставляемый кандидату, избирательному объединению для ведения предвыборной агитации на телевидении и радио.

Время вещания, указанное в части первой настоящего пункта, не включается во время, бесплатно предоставляемое кандидатам, избирательным объединениям.

6. При установлении платы за время вещания выступлений, пресс-конференций, интервью, предвыборных дебатов, "круглых столов" телерадиокомпания должна исходить исключительно из необходимости покрытия своих убытков, возникших в связи с предоставлением кандидатам, избирательным объединениям времени вещания для этих целей.

Кандидат, избирательное объединение имеют право обратиться в суд с требованием уменьшить чрезмерно завышенную телерадиокомпаниями плату за время вещания. Обязанность доказывания обоснованности размера платы за время вещания лежит на телерадиокомпании.

7. В программах новостей - информация о проведении избирательной кампании кандидатами, избирательными объединение должна даваться - исключительно отдельным блоком в начале программы. В программах новостей эта информация не комментируется. Данные блоки новостей кандидатами, избирательными объединениями не оплачиваются.

8. В период проведения избирательной кампании распространители теле-, радиопрограмм при проведении размеров платы за распространение продукции СМИ, содержащей любой из видов предвыборной агитации (далее - предвыборной агитации), обязаны исходить исключительно из необходимости возмещения расходов, связанных с распространением предвыборной агитации.

В период проведения избирательной кампании распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитации, не имеют права повышать продекларированные размеры платы.

В целях ограничения монополистической деятельности в сфере распространения предвыборной агитации Совет Министров Правительство Российской Федерации может установить на период проведения избирательной кампании максимальные платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию.

Кандидат, избирательное объединение, телерадиокомпания, прокурор имеют право обратиться в суд с требование уменьшения чрезмерно завышенной платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию.

Обязанность доказывания обоснованности объявленного размера платы лежит на распространителе теле-, радиопрограмм.

Негосударственные распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, имеют право за счет средств федерального бюджета компенсации в размере между платой, обычно взимаемой ими за распространение продукции СМИ, и платой, взимаемой за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Решение об условиях и порядке выплаты компенсации принимается Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Отказ в выплате компенсации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном законодательством.

9. Телерадиокомпания обязана периодически оповещать граждан о времени, месте и теме предстоящих предвыборных дебатов, "круглых столов" с момента получения данной информации и до начала их вещания.

10. Кандидаты, избирательные объединения оплачивают время вещания предвыборных дебатов, "круглых столов" после объявления времени, места их проведения и темы.

Проведение предвыборных дебатов и "круглых столов" оплачивается из средств избирательных фондов на равных началах.

11. Кандидат, избирательное объединение, оплатившие время вещания предвыборных дебатов, "круглых столов", вправе:

а) организовать предвыборные дебаты, "круглые столы";

б) определять совместно с другими организаторами предвыборных дебатов, "круглых столов" порядок их проведения ;

в) принимать участие в предвыборных дебатах, "круглых столах", организованных другими кандидатами, избирательными объединениями, за исключением случаев, когда против этого возражаю все остальные участники предвыборных дебатов, "круглых столов".

В настоящем Положении под организаторами предвыборных дебатов, "круглых столов" следует понимать кандидатов, избирательные объединения, которые по взаимной договоренности определили место и тему предвыборных дебатов, "круглых столов", согласовали с телерадиокомпанией время их проведения, а также совместно осуществили иные действия по их организации.

12. Организаторы предвыборных дебатов, "круглых столов" обязаны объявлять заранее тему (темы) предстоящих дебатов.

13. Участник предвыборных дебатов, "круглых столов" обязан:

а) соблюдать установленный порядок проведения дебатов, "круглых столов";

б) не допускать оскорбительных, клеветнических высказываний в отношении других участников предвыборных дебатов, "круглых столов".

14. Ведущий (журналист-ведущий) во время предвыборных дебатов, "круглых столов" имеет право требовать от кандидата, представителя избирательного объединения ответа на вопрос, поставленный другим участником предвыборных дебатов, "круглого стола" либо телезрителями.

15. Ведущий (журналист-ведущий) во время предвыборных дебатов, "круглых столов" не вправе:

а) нарушать определенный организаторами предвыборных дебатов, "круглых столов порядок их проведения;

б) каким-либо образом ограничивать время выступления кандидата, представителя избирательного объединения во время проведения предвыборных дебатов, "круглых столов", за исключением случаев, когда такое право предоставлено ведущему в соответствии с установленным порядком ведения предвыборных дебатов, "круглых столов" либо когда это обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для их вещания;

в) отдавать предпочтение или оказывать помощь кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглых столов".

16. Политическая реклама, распространяемая кандидатом, избирательным объединением, иным лицом, должна быть:

а) узнаваема, то есть содержать четкое указание на кандидата, избирательное объединение, в интересах которого она распространяется;

б) снабжена надписью, указывающей кандидата, избирательное объединение либо иное либо, несущее ответственность, предусмотренную законодательством за нарушение требований, предъявляемых к политической рекламе.

17. Ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, несет кандидат, избирательное объединение либо иное лицо, предоставившее ее для распространения.

18. Кандидат, представитель избирательного объединения должен уделять большую часть своего выступления освещению собственной предвыборной программы (платформы); критика предвыборных программ (платформ) других кандидатов, избирательных объединений не должна являться основным содержанием его выступления.

19. В случае, если телерадиокомпания предполагает распространить выступление, пресс-конференцию, интервью, предвыборные дебаты, "круглые столы" не в полном объеме, кандидаты, избирательные объединения, участвовавшие в них, имеют право представить телерадиокомпании выработанные ими совместно рекомендации относительно необходимости обязательного вещания отдельных частей данных выступлений, предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций и интервью. Телерадиокомпания обязана следовать этим рекомендациям за исключением случаев:

а) когда это может привести к нарушению статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации";

б) если общая продолжительность отрывков, рекомендованных к обязательному вещанию, превышает продолжительность времени вещания выступлений (пресс-конференций, предвыборных дебатов, "круглых столов"), на которое имеют право кандидаты, избирательные объединения.

20. В период избирательной кампании журналисты в своих программах, а также в выступлениях в других теле-, радиопрограммах распространяемых государственными телерадиокомпаниями, должны воздерживаться от поддержки тех или иных кандидатов, избирательных объединений, предвыборных программ (платформ).

21. Государственным органам и организациям, общественным объединениям, предприятиям, должностным лицам в период проведения избирательной кампании запрещено влиять либо оказывать давление на журналиста с целью принудить его к необъективному, предвзятому освещению деятельности кандидатов, избирательных объединений. Нарушение требований настоящего пункта влечет ответственность в соответствии со статьей 58 Закона Российской Федерации " О средствах массовой информации".

22. В период проведения избирательной кампании средства массовой информации не должны оказывать предпочтения тем или иным кандидатам, избирательным объединениям, предвыборным программам (платформам).

Если редакция средства массовой информации - периодического печатного издания, подпадающего под действие пункта 2 статьи 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, предоставила одному из кандидатов, избирательному объединению место на полосе, то она не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.

Если телерадиокомпания, подпадающая под действие пункта 2 статьи 28 Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, заключила с кандидатом, избирательным объединением договор о предоставлении на основании настоящего Положения за плату времени вещания либо предоставляла время вещания за плату без заключения договора, она не вправе отказать ему в заключении в соответствии с частью третьей пункта 3 настоящего Положения договора о предоставлении, по правилам настоящего Положения, за плату времени вещания на существующих ранее условиях.

Средства массовой информации - периодические печатные издания, учрежденные органами представительной, исполнительной6 судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе предоставлять кандидатам избирательным объединениям места на полосе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»