Недействующий

 

Проект N 97003-5  

               

    Вносится депутатами Государственной
               Думы Коганом Ю.В., Напсо Ю.А.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"
(по вопросу уточнения международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации)


Статья 1


Внести в статью 15 Федерального закона "О международных договорах  Российской Федерации" от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ (Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2007, N 49, ст. 6079) следующие изменения:

пункт первый дополнить подпунктами "е", "ж"  и "з" следующего содержания:

"е) предметом которых является разработка минеральных и (или) промысел водных биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

ж) предусматривающие экономические обязательства Российской Федерации, если они не предусмотрены федеральным законом;

з) предусмотренные федеральными законами.".

     

Статья 2


Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца  со дня его официального опубликования.

Президент
 Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"

(по вопросу уточнения международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации)


Данный законопроект разработан в связи с определенными противоречиями, содержащимися в Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", а также необходимостью включения в перечень международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации, международных договоров Российской Федерации предметом которых является разработка минеральных и (или) промысел водных биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Кроме того, в перечень международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации, необходимо включить договора, предусматривающие экономические обязательства Российской Федерации, если они не предусмотрены федеральным законом.

Пункт 2 статьи 20 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц иностранных государств и международные организации могут проводить исследования, разведку и разработку (добычу) водных биологических ресурсов и других природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также другую деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, в том числе с борта летательного аппарата, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, подлежащими ратификации.

Однако пункт первый статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" содержит закрытый перечень вопросов  международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Таким образом,  с одной стороны международные законы Российской Федерации подлежат ратификации по закрытому перечню, а с другой стороны имеются международные договоры, которые также подлежат ратификации, в соответствии с федеральными законами.

Поэтому для устранения противоречий имеется необходимость  статью 15 дополнить подпунктом предусматривающим ссылку на федеральные законы, которые  предусматривают ратификацию международных договоров Российской Федерации.

В пункте первом статьи 15 международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации, отсутствуют международные договоры, если они предусматривают экономические обязательства Российской Федерации.

Они также  должны выносится на ратификацию, так как от этого зависит экономическая безопасность государства, независимо от того имеют они характер межгосударственных, межправительственных или межведомственных международных договоров Российской Федерации.

21 февраля 1998 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, по которым 45 японским судам были выделены квоты на вылов 2232 тонны рыбы вблизи  островов Курильской гряды - у островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.  

На ратификацию указанное соглашение не было направлено, так как пункт 1 статьи 15 "О международных договорах Российской Федерации" не предусматривает ратификацию подобных международных договоров Российской Федерации.

В статье 6 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" и в статье 7 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в компетенции федеральных органов исполнительной власти предусмотрено заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в отношении деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Однако пункт 1 статьи 15 "О международных договорах Российской Федерации" предусматривает только разграничение (делимитацию) исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Несмотря на то, что континентальный шельф Российской Федерации представляет собой одно из направлений по разработке минеральных ресурсов (нефть и газ и другие природные полезные ископаемые ), оцениваемых в 30 триллионов долларов США, и Российская Федерация осуществляет на нем суверенные права, ратификация международных договоров Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 15 также не предусмотрена.

Аналогичная ситуация складывается и с выловом (добычей) водных биоресурсов в исключительной экономической зоны и континентальном шельфе Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет на водные биоресурсы суверенные права, они находятся в ведении Российской Федерации и регулирование деятельности по разработке (промыслу) водных биоресурсов входит в компетенцию Российской Федерации, но ратификация международных договоров Российской Федерации, связанных с выловом (добычей) водных биоресурсов  в соответствии с пунктом 1 статьи 15 также не предусмотрена.

Включение в пункт 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подпункта "е" о ратификации международных договоров Российской Федерации"е), предметом которых является разработка минеральных и (или) промысел водных биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации может стать основанием для решения вопроса о Соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств в Беринговом море от 1990 года, которое до сих пор не ратифицировано, имеет  статус временного применения и в котором не учтены интересы Российской Федерации.

Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

    

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»