Недействующий

О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"


Законопроектом предлагается дополнить Таможенный кодекс Российской Федерации статьей 399_1, содержащей нормы, направленные на защиту прав интеллектуальной собственности.

Цель внесения данных новелл - прежде всего защита здоровья населения, недопущение нанесения морального вреда потребителю, увеличение налоговых поступлений (стоимость контрафактных товаров, как правило, ниже стоимости продукции от правообладателя), высокая инвестиционная активность правообладателей в связи с отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке.

В настоящее время значительная часть товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и содержащих объекты интеллектуальной собственности, является, прежде всего, предметами потребления для населения (это лекарственные препараты, средства гигиены, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Необходимо ограничить ввоз контрафактной продукции и, таким образом, защитить население от потребления некачественных, а иногда и вредных для здоровья товаров.

Одновременно законопроект, подготовленный с целью совершенствования таможенного законодательства, содержит ряд изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, основанных на нормах ВТО.

Дополнения, содержащиеся в статье 399_1 и расширяющие полномочия таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией, основаны на нормах статьи 58 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS) (далее - Соглашение) и являются предметом переговоров по вступлению Российской Федерации в ВТО.

Суть предлагаемых дополнений состоит в том, что таможенные органы будут вправе приостанавливать на срок, не превышающий семь рабочих дней, выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, при обнаружении признаков того, что в действиях лиц, перемещающих товары, усматривается незаконное использование объектов интеллектуальной собственности.

В настоящее время таможенный орган на основании статьи 397 Таможенного кодекса Российской Федерации может приостановить на 10 рабочих дней выпуск товаров, указанных правообладателем как контрафактные. Иными словами, лицо, обладающее правами, например, на ввоз спортивной одежды, обозначенной определенным товарным знаком от конкретного производителя, выявляет в Российской Федерации спортивную одежду, обозначенную данным товарным знаком, но произведенную иным лицом, и обращается в таможенный орган с соответствующим мотивированным заявлением о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров и проведения соответствующей проверки.

Предлагаемая статьей 399_1 норма, в дополнение к описанной выше процедуре, позволяет таможенному органу, основываясь на принципе статьи 58 Соглашения, осуществлять действия "ех officio" (то есть действия по служебному долгу), без заявления правообладателя приостановить выпуск товара при выявлении признаков контрафактности товара и провести соответствующие проверочные мероприятия в отношении таких товаров.