РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации
Внести в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст. 2878) следующее изменение:
слова "1 мая" заменить словами "1 и 2 мая".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
До введения в действие Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс РФ, нерабочими праздничными днями, в частности, считались 1 и 2 января (Новый год) и 1 и 2 мая (Праздник Весны и Труда). Указанным же федеральным законом были внесены существенные изменения в эти праздничные дни. Теперь 1, 2, 3, 4 и 5 января стали называться Новогодними каникулами, а Праздником Весны и Труда стало только 1 мая, при этом дни Новогодних каникул сформировались, в том числе, и за счет сокращения дней Праздника Весны и Труда.
До настоящего времени еще не проведены окончательные исследования о полезности для общества установления Новогодних каникул, однако предварительные исследования говорят о постепенном росте числа россиян, поддерживающих эту новацию. И как представляется авторам данного законопроекта, их число будет продолжать расти, и в конечном итоге большинство россиян осознают полезность Новогодних каникул, длительность которых с учетом переноса выходных дней ежегодно составляет десять дней. В связи с этим Новогодние каникулы следует сохранить в полном объеме.
Вместе с тем, сокращение длительности Праздника Весны и Труда привело к нарушению прав и интересов россиян, которым нравится отдых в раннее весеннее время, и особенно тех, кто проводит это время на своих земельных участках. И вот таких россиян, можно с уверенностью без всяких исследований сказать, большинство. Поэтому было бы справедливым устранить нарушение прав и интересов этих лиц, восстановив длительность Праздника Весны и Труда, то есть ввести 2 мая в число нерабочих праздничных дней. При этом длительность периода нерабочих дней в начале мая ежегодно будет равняться четырем (см. приложение), что приведет к созданию условий для полноценного отдыха и выполнения всего объема весенних работ на своих земельных участках. Такое изменение и предлагается в данном законопроекте.
Сравнительная таблица выходных и нерабочих праздничных дней
при разной длительности Праздника Весны и Труда
за период с 2010 по 2025 год
Годы | 1 мая | 1 и 2 мая | ||
Дни отдыха | Примечание | Дни отдыха | Примечание | |
|
|
| ||
2011 | 30, 1, 2 | 30, 1, 2, 3 | ||
2012 | 29, 30, 1 | Перенос с 28.04 на 30.04 | 29, 30, 1, 2 | Перенос с 28.04 на 30.04 |
2013 | 1 | 1, 2, 3, 4 | Перенос с 5.05 на 3.05 | |
2014 | 1, 2, 3 | Перенос с 4.05 на 2.05 | 1, 2, 3, 4 | |
2015 | 1, 2, 3 | 1, 2, 3, 4 | ||
2016 | 30, 1, 2 | 30, 1, 2, 3 | ||
2017 | 29, 30, 1 | 29, 30, 1, 2 | ||
2018 | 29, 30, 1 | Перенос с 28.04 на 30.04 | 29, 30, 1, 2 | Перенос с 28.04 на 30.04 |
2019 | 1 | 1, 2, 3, 4 | Перенос с 5.05 на 3.05 | |
2020 | 1, 2, 3 | 1, 2, 3, 4 | ||
2021 | 1, 2, 3 | 1, 2, 3, 4 | ||
2022 | 30, 1, 2 | 30, 1, 2, 3 | ||
2023 | 29. 30, 1 | 29, 30, 1, 2 | ||
2024 | 1 | 1, 2, 3, 4 | Перенос с 5.05 на 3.05 | |
2025 | 1, 2, 3 | Перенос с 4.05 на 2.05 | 1, 2, 3, 4 |
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить дополнительный нерабочий праздничный день 2 мая путем внесения изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как полагают разработчики законопроекта, его принятие позволит учесть интересы работающих граждан Российской Федерации, проводящих работы на своих земельных участках в весеннее время.
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
Согласно статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
В связи с этим введение дополнительного нерабочего праздничного дня может повлечь дополнительную финансовую нагрузку на работодателей, а также привести к выпадающим доходам бюджетов всех уровней.
Следует учитывать, что в значительном числе регионов Российской Федерации в этот период не могут производиться работы на приусадебных огородных и дачных участках в силу их географического положения и климатических особенностей.
Установление дополнительного нерабочего праздничного дня может повлечь пересмотр всей системы нерабочих праздничных дней с учетом религиозных, культурных и иных особенностей, а также памятных дат, связанных с историей государства.
Следует также иметь в виду, что изменение перечня нерабочих праздничных дней не способствует эффективной организации производственных процессов и стабильности трудовых правоотношений.
Кроме того, экономических обоснований предлагаемого увеличения количества нерабочих праздничных дней не приводится.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
С.Собянин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
рассылка