Недействующий

     

    МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 ноября 2010 года N 497

Об утверждении Методических указаний по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

(с изменениями на 7 апреля 2011 года)
____________________________________________________________________
Не применяется с 3 июля 2020 года на основании
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 271/пр

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минрегиона России от 7 апреля 2011 года N 153 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 25, 20.06.2011).

____________________________________________________________________


В соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 5, ст.390; N 13, ст.1169; 2006, N 6, ст.712; N 18, ст.2002; 2007, N 45, ст.5488; 2008, N 22, ст.2582; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 14, ст.1669; N 38, ст.4497; 2010, N 9, ст.960; N 22, ст.2776; N 25, ст.3190; N 26, ст.3350; N 28, ст.3702; N 31, ст.4251), приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 апреля 2008 года N 44 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 мая 2008 года, регистрационный N 11661; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 22) и приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 353 "Об утверждении классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 года, регистрационный N 14940; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, N 42)

приказываю:

1. Утвердить в качестве государственного сметного норматива прилагаемые Методические указания по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.

2. Департаменту архитектуры, строительства и градостроительной политики (И.В.Пономареву) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации К.Ю.Королевского.

Министр
В.Ф.Басаргин


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

21 января 2011 года,

регистрационный N 19554

     

Приложение

     
Методические указания по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

(с изменениями на 7 апреля 2011 года)


1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические указания по разработке укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - Методические указания) устанавливают общие требования к процедуре разработки укрупненных сметных нормативов.

Укрупненные сметные нормативы, разработанные в порядке, предусмотренном настоящими Методическими указаниями, согласованные и утвержденные в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 апреля 2008 года N 44, включаются в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

1.2. Укрупненные сметные нормативы разрабатываются для основных объектов непроизводственного назначения, инженерной инфраструктуры, отдельных видов строительных конструкций и должны учитывать регионально-экономические, климатические, инженерно-геологические и другие условия осуществления строительства.

Укрупненные сметные нормативы могут разрабатываться любыми заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и физическими лицами.

1.3. Укрупненные сметные нормативы по степени укрупнения и функциональному назначению подразделяются на:

- укрупненные нормативы цены строительства (далее - НЦС);

- укрупненные нормативы цены конструктивных решений (далее - НЦКР).

1.4. НЦС предназначены для планирования инвестиций (капитальных вложений), оценки эффективности использования средств, направляемых на капитальные вложения, и подготовки технико-экономических показателей в задании на проектирование. НЦС представляет собой объем денежных средств, необходимый и достаточный для возведения объекта капитального строительства, рассчитанный на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен.

1.5. НЦКР предназначены для формирования и экспертизы сметной стоимости основных видов конструктивных решений проектируемых объектов на всех стадиях подготовки проектной документации, при составлении инвесторских смет и подготовке конкурсной (тендерной) документации.

НЦКР - это сумма средств на возведение отдельных конструктивных элементов объекта, рассчитанная применительно к видам таких элементов и видам работ на установленную единицу измерения (измеритель) в соответствующем уровне текущих цен.

1.6. Итоговые показатели НЦС устанавливаются в рублях, НЦКР устанавливаются в тыс.руб., в уровне цен по состоянию на 1 января текущего года без НДС (далее - текущий уровень цен). При этом показатели нормативов устанавливаются для базового территориального подрайона субъекта Российской Федерации (далее - базовый территориальный район).

1.7. Методика разработки НЦС и НЦКР базируется на принципе унификации:

- номенклатуры объектов, зданий и сооружений;

- номенклатуры конструктивных элементов зданий и сооружений и видов выполняемых работ;

- измерителей;

- наборов ресурсов для производства строительно-монтажных работ.

Унифицированный подход позволяет создать упорядоченную систему укрупненных нормативов с ее оперативным обновлением, упрощает и ускоряет составление сметной документации при достаточном уровне достоверности определения сметной стоимости объектов.

1.8. Основой для разработки укрупненных сметных нормативов являются ресурсно-технологические модели (далее - РТМ) по каждому виду конструктивных решений и в целом по объекту капитального строительства. При формировании РТМ используется проектная документация, отвечающая наиболее эффективным градостроительным и объемно-планировочным решениям, разработанная в соответствии с требованиями действующих норм проектирования. При создании РТМ используется информация по наиболее экономически эффективным проектным решениям, внесенным в федеральный банк данных проектирования объектов капитального строительства и федеральный банк данных наиболее экономически эффективных проектов повторного применения (абзац в редакции приказа Минрегиона России от 7 апреля 2011 года N 153 - см. предыдущую редакцию).

РТМ представляет собой унифицированный набор трудовых, технических и материальных ресурсов, необходимых для создания конструктивного элемента или здания и сооружения в целом, по принятой технологии производства работ на тот или иной измеритель.

На основе необходимого расхода ресурсов и с учетом их сметных цен соответствующего периода рассчитывается сумма прямых затрат и всей сметной стоимости комплекса строительно-монтажных работ по конструктивному решению, зданию и сооружению.

Цены на ресурсы для РТМ применяются на основании данных Федеральной службы государственной статистики. При отсутствии данных Росстата о стоимости отдельных ресурсов, принятых в РТМ, применяются данные, представленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и данные интерактивной информационно-справочной базы данных о стоимости основных (ценообразующих) строительных материалов, изделий, конструкций, механизмов и оборудования, основанной на мониторинге цен производителей и поставщиков строительных ресурсов (абзац в редакции приказа Минрегиона России от 7 апреля 2011 года N 153 - см. предыдущую редакцию).

При разработке РТМ, предназначенных для формирования государственных укрупненных сметных нормативов, исключительно используются сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр сметных нормативов).

1.9. По своему назначению, принадлежности и области применения НЦС и НЦКР подразделяются на:

- государственные укрупненные сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета;

- территориальные укрупненные сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства объектов в отдельном субъекте Российской Федерации, учитывающие региональные условия производства работ;

- отраслевые укрупненные сметные нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства отдельных видов объектов, сооружений и их конструктивных решений, учитывающих специфику соответствующих отраслей экономики.

Кодовые обозначения разрабатываемых государственных, территориальных и отраслевых сметных нормативов НЦС и НЦКР должны приниматься в соответствии с Классификацией сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 353 "Об утверждении классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".

1.10. Разработка государственных, территориальных и отраслевых укрупненных сметных нормативов - НЦС и НЦКР - осуществляется по единым методологическим принципам и подходам, предусмотренным настоящими Методическими указаниями.

Общее методическое руководство разработкой сборников НЦС и НЦКР, координацию, контроль и определение периодичности их обновления осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации. Оказание консультационной и методической помощи организациям-разработчикам укрупненных сметных нормативов осуществляется федеральным государственным учреждением "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов".

1.11. В настоящих Методических указаниях порядок разработки укрупненных сметных нормативов приводится в последовательности от нормативов с меньшей степенью укрупнения (НЦКР) к нормативам с большей степенью укрупнения (НЦС).

2. Порядок разработки НЦКР

2.1. В НЦКР должна учитываться сметная стоимость комплекса строительных и монтажных работ, имеющих место при осуществлении конструктивного решения, в том числе:

- сумма средств на оплату труда рабочих-строителей и монтажников (далее - ФОТ);

- сметная стоимость материальных ресурсов, включая транспортные и заготовительно-складские расходы;

- сметная стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, включая оплату труда машинистов.

Стоимость инженерного и технологического оборудования, не подлежащего включению в объем строительно-монтажных работ и учитываемого в сметах по графе "Оборудование", непосредственно в НЦКР не включается, но может приводиться в виде справочной информации: перечень оборудования, количество единиц (или масса); его сметная стоимость с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов.

2.2. Работа по созданию НЦКР выполняется в следующей последовательности:

- составление номенклатуры конструктивных решений - конструктивных элементов и видов работ;

- выбор измерителей НЦКР;

- подбор проектной и технической документации;

- составление ресурсных смет;

- формирование РТМ на основе ресурсных смет;

- подготовка проекта НЦКР на основе РТМ.

    2.3. Номенклатура конструктивных решений для разработки НЦКР.

2.3.1. НЦКР разрабатываются на все виды конструктивных элементов объектов непроизводственного назначения и комплексы работ по сооружениям инженерной инфраструктуры.

2.3.2. Номенклатура подлежащих разработке НЦКР принимается на основании Классификатора конструктивных решений зданий и сооружений, приведенного в приложении 1 к настоящим Методическим указаниям.

________________

Приложения в Бюллетене не приводятся. - Прим.ред.

2.4. Выбор измерителей НЦКР.

Для каждого вида конструктивных решений, включенных в номенклатуру НЦКР, устанавливается измеритель. Измерители НЦКР должны быть выбраны так, чтобы определение по ним сметной стоимости конструктивных решений зданий и сооружений не требовало сложных расчетов и являлось доступным для работников, занятых проектированием или производством работ. Для этого выбранные измерители, как правило, должны быть ориентированы на получение необходимых данных об объемах работ непосредственно из проектной документации либо с помощью ограниченного объема дополнительных сведений или расчетов.

При выборе измерителей следует применять общепринятые единицы измерений конструктивных элементов и видов работ.

2.5. Подбор проектной и технической документации.

Для определения состава и объемов выполняемых работ при разработке НЦКР используются:

- проектная документация по типовым и повторно применяемым проектам, разработанным в соответствии с требованиями действующих норм проектирования, получившим положительное заключение государственной экспертизы. Отобранные проекты должны отвечать наиболее экономичным градостроительным и объемно-планировочным требованиям, предъявляемым к местным условиям строительства, и отражать специфические особенности конструктивных и технологических решений объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры;

- каталоги и альбомы рабочих чертежей типовых строительных конструкций, деталей и узлов;

- правила производства работ, технические регламенты, ведомственные инструкции и другая нормативно-техническая документация в отношении данных конструктивных элементов и видов работ.

2.6. Составление ресурсных смет.

2.6.1. После того как на основании проектной и технической документации установлены перечень технологических операций (состав выполняемых работ) и их объемы, составляется ресурсная смета для данного конструктивного элемента (конструктивного решения) по форме N 1, приведенной в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям. Наименования работ в ресурсной смете приводятся в последовательности технологического процесса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»