Недействующий

     

Проект N 571369-5

          
Вносится депутатом Государственной
 Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
О.В.Шеиным

          
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации

     

     

Статья 1

1) Дополнить Часть первую Статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878) новыми абзацами следующего содержания:

сокращение продолжительности рабочего дня (смены) в случае превышения допустимых нормальных величин температуры окружающей среды на рабочем месте, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по выбору работника повышенную оплату труда за работу в указанных условиях не менее чем на двадцать процентов;

оплату времени, на которое уменьшается продолжительность рабочего дня (смены) в случае превышения допустимых нормальных величин температуры окружающей среды на рабочем месте в соответствии с частью 2 статьи 157 настоящего Кодекса;

2) Часть вторую Статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же работу в условиях превышения допустимых нормальных величин температуры окружающей среды на рабочем месте могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

     

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации"



Законопроект "О внесении изменений и дополнений Трудовой кодекс Российской Федерации" разработан с целью дальнейшего усиления защиты трудовых прав работников, в том числе в случае достижения аномально высоких показателей температуры окружающей среды.

В действующей редакции Трудового Кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о праве работников на сокращение рабочего дня при превышении температуры окружающей среды на рабочем месте нормальных величин.

События июля-августа 2010 года показали, что уровень несчастных случаев на производстве при работе в температурных условиях, превышающих допустимые, резко вырос. При этом не многие работодатели самостоятельно, без указания государства и местных органов власти, предпринимали достаточные меры для снижения указанного фактора производственного риска для здоровья работников.

Воздействие указанного фактора оказывает крайне неблагоприятное влияние на здоровье работающих граждан.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные и здоровые условия труда работников.

Между тем, в соответствии с Санитарными нормами и правилами 2.2.4.548-96, утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.96 N 21 в целях предотвращения неблагоприятного воздействия указанных факторов на здоровье и работоспособность человека, защиты работающих от возможного перегревания установлены ограничения времени пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену).

При этом в Трудовом кодексе отсутствует соответствующий механизм, реализации права работников на сокращение рабочего времени или в случаях, когда по условиям производства, сокращение рабочего времени произвести невозможно, на повышенную оплату труда в таких условиях.

Таким образом, предлагается законодательно закрепись указанные гарантии, что обяжет работодателей предпринимать усилия в том числе по созданию нормальных условий на рабочих местах, предотвращающих случаи работы работников в температурных условиях значительно превышающих допустимые нормы.

В случае уменьшения продолжительности ежедневной работы (смены) оплата труда работников за время, на которое уменьшено рабочее время, может производиться в соответствии с частью 2 статьи 157 ТК РФ как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада, должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Предлагаемые дополнения согласуются со статьей 2- "Право на справедливые условия труда" и статьей 3- "Право на охрану и гигиену труда" Европейской социальной хартии подписанной Российской Федерацией в Страсбурге 14 сентября 2000 года и ратифицированной Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2009 году, являющейся ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере, создания дополнительных гарантий защиты социальных и экономических прав российских граждан.

Внесение предлагаемых изменений не повлечет каких-либо расходов, покрываемых за счет бюджетов любых уровней. Не потребуется также внесения изменений в законодательные акты Российской федерации.

Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
О.В.Шеин

     

Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений  и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы О.В.Шеиным



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона с учетом финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся продолжительности рабочего дня (смены) в случае превышения допустимых нормальных величин температуры окружающей среды на рабочем месте, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом определение понятия "допустимые нормальные величины температуры окружающей среды на рабочем месте" не содержится в законодательстве Российской Федерации и законопроектом не раскрывается.

На основании статьи 219 Кодекса каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Согласно положениям части второй статьи 22 Кодекса работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, к которым относятся и "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарными нормами и правилами 2.2.4.548-96", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 года N 21.

Указанными правилами, которые являются обязательными для всех организаций, предусмотрен широкий спектр защитных мероприятий, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека.

К таким мероприятиям относится установление перерывов в работе, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска. Правила также содержат положения о предельном времени работы при температуре воздуха на рабочем месте выше или ниже допустимых величин.

Статьей 100 Кодекса определено, что режим рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями. Руководствуясь указанными положениями Кодекса, работодатель вправе самостоятельно устанавливать время и продолжительность перерывов в работе, в том числе в случае превышения допустимой температуры окружающей среды на рабочем месте.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается установить право каждого работника на оплату времени, на которое уменьшается продолжительность рабочего дня (смены) в случае превышения допустимых нормальных величин температуры окружающей среды на рабочем месте в соответствии с частью второй статьи 157 Кодекса, регулирующей оплату времени простоя.

Однако согласно части третьей статьи 72_2 Кодекса простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.  При этом вопросы, связанные с охраной труда, к причинам простоя Кодексом не отнесены.

Кроме того, согласно статье 135 Кодекса системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Одновременно следует обратить внимание на предусмотренный законопроектом минимальный размер выплачиваемой работникам компенсации за работу в условиях превышения допустимых нормальных величин температуры окружающей среды на рабочем месте.

Согласно законопроекту работа в указанных условиях должна оплачиваться в повышенном размере не менее чем на 20 процентов.

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 219 Кодекса каждый работник имеет право на компенсации, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Минимальные размеры данных компенсаций установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными  и (или) опасными и иными особыми условиями труда".

Согласно данному постановлению указанным работникам устанавливается повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Законопроектом предусматривается аналогичная минимальная компенсация работникам, но размер ее значительно превышает установленный Правительством Российской Федерации, что требует дополнительного обоснования.

Следует также отметить, что реализация законопроекта может привести к необходимости привлечения дополнительных средств организаций, в том числе в бюджетной сфере, на обеспечение работникам повышенной оплаты труда за работу в условиях превышения допустимых нормальных величин температуры окружающей среды на рабочем месте.

Таким образом, вопрос защиты прав работников при неблагоприятных условиях окружающей среды урегулирован законодательством Российской Федерации и дополнительного правового регулирования не требуется.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации -
Руководитель Аппарата Правительства
Российской Федерации
В.Володин


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»