Недействующий

     

Проект

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"

     

     

Статья 1


Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; N 30, ст.3128; 2006, N 1, ст.10, 21; N 23, ст.2380; N 31, ст.3442; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; N 46, ст.5553; N 50, ст.6237; 2008, N 20, ст.2251, 2260; N 29, ст.3418; N 30, ст.3604, 3616; N 52, ст.6236; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3601; N 48, ст.5711; N 52, ст.6419; 2010, N 31, ст.4195, 4209; N 48, ст.6246; N 49, ст.6410; 2011, N 13, ст.1688; N 17, ст.2310; N 27, ст.3880; N 29, ст.4281, 4291; N 30, ст.4563, 4572, 4590, 4591, 4594, 4605; N 49, ст.7015, 7042; N 50, ст.7343) следующее изменение:

дополнить часть 8.1 статьи 55.5 пунктом 4 следующего содержания:

"4) требование о наличии по основному месту работы работника, имеющего аттестат на право выполнения функции главного архитектора проекта и (или) работника, имеющего аттестат на право выполнения функции главного инженера проекта.".

Статья 2


Внести в Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст.4473; 2003, N 2, ст.167; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2009, N 1, ст.17; 2011, N 30 (ч.1), ст.4596) следующие изменения:

1) абзац второй статьи 2 изложить в следующей редакции:

"архитектурная деятельность - профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее - документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, деятельность юридических лиц по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, а также по организации профессиональной деятельности архитекторов.";

2) дополнить статью 2 абзацами восемь и девять следующего содержания:

"главный инженер проекта - физическое лицо, получившее в установленном порядке аттестат на право выполнения функций главного инженера проекта и осуществляющий на основании распорядительного акта руководителя лица, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, разработку проектной документации своими силами и (или) посредством руководства авторским коллективом;

главный архитектор проекта - физическое лицо, получившее в установленном порядке аттестат на право выполнения функций главного архитектора проекта и осуществляющий на основании распорядительного акта руководителя лица, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, разработку проектной документации своими силами и (или) посредством руководства авторским коллективом по объектам непроизводственного назначения, а также по объектам производственного назначения и линейным объектам.";

3) статью 3 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком по согласованию с главным инженером проекта и (или) главным архитектором проекта. В случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации согласовывает ее с главным архитектором проекта и (или) главным инженером проекта и направляет на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.";

4) главу 1 дополнить статьей 3.1 следующего содержания:

"3.1. В целях организации подготовки проектной документации руководителем лица, осуществляющего организацию подготовки проектной документации, назначается главный инженер проекта и (или) главный архитектор проекта.


Главный инженер проекта назначается при организации подготовки проектной документации, которая подлежит государственной экспертизе в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Главный архитектор проекта назначается при организации подготовки проектной документации, которая подлежит государственной экспертизе в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении объектов непроизводственного значения.

Главный инженер проекта и главный архитектор проекта назначаются одновременно при проектировании уникальных объектов, а также объектов производственного назначения и объектов инфраструктуры линейных объектов, требующих разработки архитектурного решения. При этом, ответственным за подготовку проектной документации определяется один из них.

Главный инженер и (или) главный архитектор проекта обеспечивают и несут ответственность за соответствие разрабатываемой проектной документации заданию на проектирование застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка, требованиями технических регламентов, техническим условиям, разрешению на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Порядок аттестации главного инженера проекта и главного архитектора проекта, включая порядок и основания лишения аттестата и порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право выполнения функций главного инженера проекта и (или) главного архитектора проекта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.";

5) статьи 3.1 и 3.2 считать статьями 3.2 и 3.3 соответственно;

6) статью 3.2 изложить в следующей редакции:

"3.2 Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. При отсутствии соответствующего международного договора Российской Федерации принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации могут индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации проектирования.";

7) дополнить статью 22 частями шесть и семь следующего содержания:

"6) Полномочия и порядок утверждения главного архитектора субъекта Российской Федерации и административного центра субъекта Российской Федерации определяются законом субъекта Российской Федерации.

7) Полномочия и порядок утверждения главного архитектора муниципального образования, за исключением административного центра субъекта Российской Федерации, определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.".

Статья 3


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на внедрение института главного инженера проекта и главного архитектора проекта, способствующего повышению безопасности проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства.

В настоящее время в градостроительном законодательстве Российской Федерации и в Федеральном законе "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" отсутствуют нормы об обязательном участии главного инженера проекта и главного архитектора проекта в процессе проектирования и авторского надзора при строительстве объектов капитального строительства.

Вместе с тем, именно главные инженеры проекта или главные архитекторы проекта должны обеспечивать качественное проектирование, соответствующее требованиям нормативно-технических документов, обеспечивающих безопасность объектов капитального строительства, а также нести персональную, в том числе, административную и уголовную ответственность за подготовленную проектную документацию, явившуюся причиной материального ущерба, вреда здоровью или смерти. Внедрение норм об обязательном участии главных инженеров проекта и главных архитекторов проекта в процессе проектирования и авторского надзора при строительстве позволит повысить статус профессии, ужесточить требования к лицам, выполняющим функции главного инженера проекта или главного архитектора проекта, что в свою очередь должно привести к повышению качества и безопасности подготавливаемой проектной документации.

В статью 2 вводятся понятия "главный инженер проекта" и "главный архитектор проекта", устанавливаются признаки данных понятий, позволяющие четко идентифицировать лиц в качестве главных инженеров проекта или главных архитекторов проекта.

По своим правам и обязанностям, юридической ответственности главный инженер проекта и главный архитектор проекта - одинаковы. Различие введено, чтобы подчеркнуть различие в требованиях к аттестации данных лиц с учетом разницы в образовании и категории объектов, по которым данные лица должны нести персональную ответственность при организации проектных работ.

Также вводятся нормы об обязательном наличии в штате организации аттестованных главного инженера проекта и главного архитектора проекта в целях получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Данные нормы вводятся в связи с тем, что именно от действий главного инженера проекта и главного архитектора проекта зависит соответствие проектной документации строительным нормам, а, следовательно, и безопасность самих объектов капитального строительства.

Принятие проекта федерального закона в увязке с проводимыми реформами градостроительного законодательства позволят создать механизм обеспечения приоритета профессиональных знаний, повысят статус и репутацию главных инженеров проекта и главных архитекторов проекта, что создаст дополнительные условия для реализации безопасных и качественных проектов, и тем самым повысят эффективность отрасли.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Минэкономразвития России

www.economy.gov.ru (сканер-копия)

по состоянию на 31.08.2012     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»