МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ

от 21 августа 2017 года N 538н

Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности "Рентгенология"

(с изменениями на 30 сентября 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минздрава России от 30 сентября 2020 года N 1050н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.01.2021, N 0001202101280032).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2016, N 1, ст.9)

приказываю:

Утвердить:

примерную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей со сроком освоения 144 академических часа по специальности "Рентгенология" согласно приложению N 1;     

примерную дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Рентгенология" согласно приложению N 2.

Врио Министра
И.Н.Каграманян


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 октября 2017 года,

регистрационный N 48732

          

     

          Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 21 августа 2017 года N 538н

     

Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей со сроком освоения 144 академических часа по специальности "Рентгенология"

               

          I. Общие положения

1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей со сроком освоения 144 академических часа по специальности "Рентгенология" (далее - Программа) заключается в совершенствовании и (или) получении новой компетенции в рамках имеющейся квалификации.

________________

Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598; 2016, N 1, ст.24, 72; 2016, N 27, ст.4223) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).


Трудоемкость освоения - 144 академических часа (1 месяц).

Основными компонентами Программы являются:

- общие положения;

- планируемые результаты обучения;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочие программы учебных модулей: "Фундаментальные дисциплины", "Специальные дисциплины", "Смежные дисциплины";

- организационно-педагогические условия;

- формы аттестации;

- оценочные материалы.

________________

Пункт 9 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. N 499 "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).

1.2. Для формирования профессиональных компетенций, необходимых для оказания медицинской помощи больным, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).

Обучающий симуляционный курс состоит из двух компонентов:

1) ОСК, направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;

2) ОСК, направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

1.3. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее - УМК).

1.4. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, обучающий симуляционный курс, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. Планируемые результаты обучения направлены на формирование профессиональных компетенций врача-рентгенолога. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационной характеристикой должности врача-рентгенолога.

________________

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).

1.5. В Программе содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку обучающегося в соответствии с целями и содержанием Программы.

1.6. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают учебно-методическое обеспечение учебного процесса освоения модулей специальности (тематика лекционных, семинарских и практических занятий).

1.7. Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется образовательными организациями, реализующими Программы, с учетом содержания Программы и предложений организаций, направляющих врачей-рентгенологов на стажировку.

II. Планируемые результаты обучения

Характеристика компетенций врача-рентгенолога, подлежащих совершенствованию

________________

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1051 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.09 Рентгенология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2014 г., регистрационный N 34459).

2.1. Профессиональные компетенции (далее - ПК):

профилактическая деятельность:

готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за различными категориями пациентов (ПК-2);

готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);

диагностическая деятельность:

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов и синдромов заболеваний и нозологических форм, оформлению заключений выполненных рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических) и магнитно-резонансно-томографических исследований) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

готовность к применению методов лучевой диагностики и интерпретации их результатов (ПК-6);

организационно-управленческая деятельность:

готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-7);

готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи (ПК-8);

готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-9).

III. Учебный план

Код

Наименование

Всего

В том числе

Форма

разделов модулей

часов

лекции

ОСК

ПЗ, СЗ, ЛЗ

контроля

________________
      ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия, ЛЗ - лабораторные занятия.

Рабочая программа учебного модуля "Фундаментальные дисциплины"

1

Топографическая анатомия и оперативная хирургия

3

-

-

3

ПК

________________
      ПК - промежуточный контроль.

2

Клиническая фармакология

3

-

2

1

ТК

________________
      ТК - текущий контроль.

Рабочая программа учебного модуля "Специальные дисциплины"

3

Правовые основы медицинской деятельности. История лучевой диагностики. Основы рентгенологических исследований. Организация службы лучевой диагностики

10

5

-

5

ПК

4

Медицинская информатика

10

5

-

5

ТК

5

Физико-технические основы рентгенологии и других методов лучевой диагностики

10

5

-

5

ТК

6

Радиационная безопасность при рентгенологических исследованиях

10

5

-

5

ТК

7

Лучевая диагностика заболеваний головы и шеи

10

5

-

5

ТК

8

Лучевая диагностика заболеваний органов дыхания и средостения

10

5

-

5

ПК

9

Лучевая диагностика заболеваний органов пищеварительной системы и брюшной полости

10

5

-

5

ТК

10

Лучевая диагностика заболеваний молочных желез

10

5

-

5

ПК

11

Лучевая диагностика заболеваний сердечно-
сосудистой системы

10

5

-

5

ТК

12

Лучевая диагностика заболеваний скелетно-мышечной системы

10

5

-

5

ТК

13

Лучевая диагностика заболеваний органов мочевыделительной системы, забрюшинного пространства и малого таза

10

5

-

5

ТК

14

Лучевая диагностика в педиатрии

10

5

-

5

ПК

Рабочая программа учебного модуля "Смежные дисциплины"

15

Ультразвуковая диагностика

6

4

-

2

ПК

16

Организация медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

4

2

-

2

ТК

17

Оказание медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями

2

2

-

-

ТК

Итоговая аттестация

6

-

-

6

Зачет

Всего

144

68

2

74

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»