МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2020 года N 1050н

Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология" (со сроком освоения 990 академических часов)



В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2016, N 1, ст.9; 2019, N 30, ст.4134)

приказываю:

Утвердить:

1. Утвердить примерную дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология" (со сроком освоения 990 академических часов) согласно приложению.

2. Признать утратившим силу приложение N 2 "Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки врачей со сроком освоения 576 академических часов по специальности "Рентгенология" к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 августа 2017 г. N 538н "Об утверждении примерных дополнительных программ по специальности "Рентгенология" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2017 г., регистрационный N 48732).

Министр
М.А.Мурашко



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

28 января 2021 года,

регистрационный N 62260

     

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года N 1050н

     

Примерная дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки по специальности "Рентгенология" (со сроком освоения 990 академических часов)

I. Общие положения

1.1. Цель примерной дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки врачей по специальности "Рентгенология" (далее - Программа) заключается в приобретении врачами компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

________________

Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 6, ст.588) (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).


Вид программы: практикоориентированная.

Трудоемкость освоения - 990 академических часов.

Основными компонентами Программы являются:

- общие положения, включающие цель программы;

- планируемые результаты обучения;

- учебный план;

- календарный учебный график;

- рабочие программы учебных модулей;

- организационно-педагогические условия;

- формы аттестации;

- оценочные материалы.

________________

Пункт 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014) (далее - Порядок).

1.2. Реализация Программы осуществляется в рамках образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественного расширения области знаний, умений и навыков, востребованных при выполнении нового вида профессиональной деятельности по специальности "Рентгенология".

На обучение по программе могут быть зачислены медицинские работники, соответствующие Квалификационным требованиям к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Рентгенология".

________________

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273) и от 4 сентября 2020 г. N 940н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2020 г., регистрационный N 60182).

1.3. Программа разработана на основании Квалификационных требований к медицинским работникам с высшим образованием по специальности "Рентгенология", требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, профессионального стандарта врача-рентгенолога.

________________

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 160н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-рентгенолог" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2019 г., регистрационный N 54376).

1.4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом, где учебными модулями являются рабочие программы "Фундаментальные дисциплины", "Специальные дисциплины", "Смежные дисциплины". Структурными единицами модулей являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования Программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в Программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе.

1.5. Для формирования трудовых функций, необходимых для оказания медицинской помощи пациентам, в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).

ОСК состоит из двух компонентов:

1) ОСК, направленный на формирование общепрофессиональных умений и навыков;

2) ОСК, направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

1.6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование трудовых функций врача-рентгенолога. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональным стандартом врача-рентгенолога и требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

1.7. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, ОСК, лабораторные занятия, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений врачей.

1.8. Организационно-педагогические условия реализации Программы включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;

б) материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех видов занятий:

- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- клиники в образовательных и научных организациях, клинические базы;

в) кадровое обеспечение реализации Программы, соответствующее требованиям штатного расписания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.9. Программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях получения врачом передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, реализующими Программу с учетом ее содержания и предложений организаций, направляющих врачей на стажировку.

________________

Часть 12 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.

1.10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

________________

Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598, 2019, N 49, ст.6962).


Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации Программы, за исключением производственной практики.

1.11. Программа может реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

________________

Статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 49, 6962).

1.12. В Программе содержатся требования к промежуточному контролю, текущему контролю и итоговой аттестации. Итоговая аттестация осуществляется посредством проведения экзамена. Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения Программы в объеме, предусмотренном учебным планом. Успешно прошедший итоговую аттестацию обучающийся получает документ о квалификации - диплом о профессиональной переподготовке.

________________

Часть 10 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст.7598; 2019, N 30, ст.4134).

II. Планируемые результаты обучения

2.1. Требования к планируемым результатам освоения Программы, описание трудовых функций врача-рентгенолога, входящих в профессиональный стандарт "Врач-рентгенолог" и подлежащих формированию и совершенствованию:

- проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных томографических (далее - КТ-исследования) и магнитно-резонансно-томографических исследований (далее - MP-исследования) и интерпретация их результатов;

- организация и проведение профилактических (скрининговых) исследований, медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, диспансеризации, диспансерного наблюдения;

- проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала;

- оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме.

III. Учебный план

Код

Наименование

Всего

В том числе

Форма

разделов модулей

часов

лекции

ОСК

ПЗ, СЗ, ЛЗ

контроля

Рабочая программа учебного модуля "Фундаментальные дисциплины"

1

Топографическая и лучевая анатомия

18

5

13

ПК

2

Клиническая фармакология

6

2

4

ПК

3

Эффективная коммуникация

6

2

4

ТК

Рабочая программа учебного модуля "Специальные дисциплины"

4

Правовые основы медицинской деятельности. Организация работы службы лучевой диагностики. История лучевой диагностики

18

6

12

ТК

5

Физико-технические основы рентгенологических и радионуклидных исследований

30

10

20

ПК

6

Радиационная безопасность при рентгенологических исследованиях

18

6

12

ПК

7

Рентгенологические исследования головного и спинного мозга

78

24

54

ПК

8

Рентгенологические исследования органов головы и шеи

42

16

26

ПК

9

Рентгенологические исследования органов дыхания и средостения

78

24

54

ПК

10

Рентгенологические исследования органов пищеварительной системы

78

24

54

ПК

11

Рентгенологические исследования молочных желез

40

14

26

ПК

12

Рентгенологические исследования сердечно-сосудистой системы

42

16

26

ПК

13

Рентгенологические исследования скелетно-мышечной системы

78

24

54

ПК

14

Рентгенологические исследования мочеполовой системы

78

24

54

ПК

15

Рентгенологические исследования в педиатрии

52

16

36

Рабочая программа учебного модуля "Смежные дисциплины"

16

Ультразвуковая диагностика

18

6

12

ПК

17

Основы онкологии

10

4

6

ТК

18

Сердечно-легочная реанимация. Оказание медицинской помощи в неотложной форме при анафилактических реакциях

6

6

ПК

Производственная практика

19

Производственная практика

288

288

ПК

Итоговая аттестация

6

-

-

6

Всего

990

223

6

761

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»