РЕКОМЕНДАЦИЯ N 1299 (1996)*

________________

* Обсуждения Ассамблеи 25 июня 1996 года (18-е заседание) (см. док. 7575, доклад Комитета по культуре и образованию, докладчик: сэр Рассел Джонстон). Текст принят Ассамблеей 25 июня 1996 года (18-е заседание).



О Европейском культурном сотрудничестве: деятельность
Европейского Союза и отношения с Советом Европы



1. Комитеты по культуре Ассамблеи и Европейского Парламента имеют похожую область компетенции, которая, в дополнение к культуре и образованию, включает в себя сферу молодежи, спорта и СМИ. В данной рекомендации слово "культура" используется в самом широком смысле слова.

2. Компетенция для культурного сектора являлась предметом споров с тех самых пор, как Римский договор (Treaty of Rome) создал Европейское экономическое сообщество (the European Economic Community) в 1957 году. После принятия Маастрихтского договора (Maastricht Treaty) 1992 года эта компетенция была признана для Европейского Союза на условии субсидиарности. Можно надеяться, что продолжающаяся межправительственная конференция прояснит, что это условие может означать на практике, и добавит прозрачности, последовательности и эффективности действиям Европейского Союза в этой сфере.

3. Значительным стало расширение участия Европейского Союза в Европейском культурном сотрудничестве, начиная со вступления в силу Маастрихтского договора в 1993 году. Первое поколение многолетних программ в сферах культуры, образования, профессиональной подготовки, молодежи и СМИ подходит к концу. Некоторые из программ второго поколения, еще более грандиозные по своему масштабу и финансированию, либо уже приняты, либо ожидают принятия. Международный аспект деятельности Европейского Союза в области культуры также возрос, и договоренности по сотрудничеству были включены в соглашения с государствами, не являющимися членами [Европейского Союза]. Существуют возможности пригласить некоторые из этих стран к участию в существующих программах Европейского Союза.

4. Естественно, что в данный момент Ассамблея должна рассмотреть, какое влияние эти последние события оказывают на деятельность Совета Европы и его сотрудничество с Европейским Союзом, далее к его более ранним рекомендациям, в частности, Рекомендациям 1075 (1988) и 1216 (1993).

5. Формально говоря, отношения между Европейским Союзом и Советом Европы основываются на Статье 230 Римского договора и на институциональном соглашении, заключенном 16 июня 1987 года. Совет Европы упомянут в статьях 126 и 128 Маастрихтского договора и на него [Совет Европы] ссылаются в большинстве программ Европейского Союза как на привилегированного партнера. В прошлом эти возможности для культурного сотрудничества не были полностью использованы, и сотрудничество было скорее основано на неформальных отношениях, чем на явившемся следствием переговоров органичном сотрудничестве между двумя учреждениями. Однако, существуют благоприятные признаки более конструктивных изменений в Совете по культурному сотрудничеству (СКС) (the Council for Cultural Co-operation (CDCC)).

6. Практически во всех зонах существуют не только потенциальные проблемы, но и возможности для дальнейшего сотрудничества. Это утверждение в особенности верно в отношении к борьбе против расизма и ксенофобии, Европейским молодежным платформам, трансграничному телевидению, Европейской культурной самобытности, оказания поддержки центрально- и восточно-европейским странам и культурного сотрудничества с государствами-нечленами в бассейне Средиземного моря и Ближнего Востока. Во всех этих сферах сотрудничество может получать огромную пользу от значительных дополнительных ресурсов, которые Европейский Союз может привлечь в культурный сектор.

7. Ассамблея также старается установить контакты с Европейским Парламентом. Степень сотрудничества на уровне комитетов ограничивается только значением, принимая во внимание степень, в которой комитет Европейского Парламента участвует в собственном законодательном процессе Европейского Союза, и практической доступностью, как парламентариев, так и секретариата. Ассамблея надеется, что в будущем на этом уровне сотрудничеству будет уделено большее внимание.

8. Поэтому Ассамблея рекомендует Комитету Министров:

i. проследить, чтобы выражения политической воли к сотрудничеству отражались в конкретном, регулярном и значимом сотрудничестве между этими двумя учреждениями, и, в частности, через регулярные встречи между должностными лицами Секретариата Совета Европы и Комиссии для определения и планирования проектов, которые бы могли быть осуществлены либо совместно, либо комплиментарным образом, либо отдельно;

ii. развивать Европейское культурное сотрудничество гибким образом, вместе с Европейским Союзом, в разумную и прагматичную комбинацию местных, региональных, национальных, межправительственных и супранациональных инициатив культурной деятельности и применять принцип субсидиарности для определения соответствующего уровня;

iii. проследить, чтобы подобное сотрудничество было основано на признании специфического характера, опыта и потенциала каждого из учреждений. Отношения должны быть открытыми, прагматическими и прозрачными, и такими, которые позволяют полное использование, как комплиментарности, так и различия, существующего между этими двумя учреждениями;

iv. предложить конкретные сектора для сотрудничества, где бы могли осуществляться совместные проекты, и предоставить Совету Европы средства для выполнения своей соответствующей роли;

v. продолжать искать будущие пути развития институциональных отношений в сфере культуры и образования и, в частности:

a. гарантировать эффективную взаимность при репрезентации;

b. пересмотреть и дополнить значимые части соглашения 1987 года путем принятия во внимание институциональных и политических изменений с момента заключения и превращения его в эффективный и всесторонний инструмент для сотрудничества;

c. пригласить Совет Министров Европейского Союза и его специализированные комитеты по культуре и образованию к более тесному участию в развитии будущего сотрудничества вместе с Комиссией и Европейским Парламентом;

d. повторить свое приглашение для Европейского Сообщества присоединиться к Европейской культурной конвенции;

vi. включить разработку и финансирование Европейского культурного сотрудничества в число вопросов для обсуждения на предлагаемом втором саммите Совета Европы.


Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов Совета Европы

о сохранении культурного наследия, часть 2 -

Екатеринбург, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»